altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кодзи Ямамура. Один против аниме-индустрии

Мастера короткометражной анимации, выпуск №50

Насколько всепроникающей и сверхприбыльной стала в Японии аниме-культура - настолько тяжела в стране судьба японской независимой анимации, имеющей с аниме мало общего. Между "японской анимацией" и "аниме" часто ставят знак равенства, хоть это и некорректно - ведь есть студия Ghibli, продукция которой выходит далеко за рамки анимешной субкультуры. Однако Миядзаки, Такахата творят полнометражные фильмы - шедевры киноискусства мирового уровня. Что касается короткометражной не-анимешной мультипликации - здесь за всех отдувается Кодзи Ямамура.



Биография у Кодзи очень ровная, а творческий путь последовательный - в нем можно выделить три этапа: эксперименты молодого аниматора - недавнего студента в второй половине 80-х; детские проекты для телевидения в 90-х; фестивальная авторская анимация - с 2000-х. Каждый из этапов по-своему интересен. Но об этом чуть позже... Кодзи Ямамура родился в 1964 году в крупном японском городе Нагоя. В детстве, естественно, увлекался комиксами манга. Первый мультик сделал в возрасте 13 лет, при этом будущий аниматор сразу решил для себя, что работать в стиле аниме он не будет. 1983-1987 - обучение в Токийском университете искусств. Параллельно работает мастером спецэффектов для фильмов. Во время обучения Ямамура открывает для себя лучшие образцы мировой авторской анимации, а среди наиболее повлиявших на него аниматоров называет Норштейна, Пярна, Ишу Пателя. Вообще, в будущих работах прослеживается влияние множества западных деятелей искусства - не только аниматоров, но и писателей, художников. Причудливый сплав наработок зарубежных коллег, элементов японской поп-культуры и фирменного японского безумия - вот стиль Ямамуры, которому, как говорят эксперты, присущи "витальность, многосторонность, артистизм". "Копировать легко, сложно - найти свой собственный стиль", - сказал однажды Кодзи в интервью. Что ж, ему это удалось на 100%!

Вторая половина 1980-х - эксперименты

После выпуска из университета Кодзи, в чьей голове тогда наверняка были хаотично переплетены сотни идей и образов, чужих и своих, встает на долгий путь формирования собственного стиля. Верной помощницей в творческих экспериментах становится жена Санае - художница-абстракционистка. В течение 5-6 лет до первого серьезного контракта Ямамура делает несколько почти бессюжетных мультфильмов, в которых пробует различные техники и стили. М/ф "Водный" (Suisei) - дипломная работа, созданная под влиянием рисунка Эшера "Три мира".



Вот сам рисунок:


Кодзи Ямамура в то время вступил в группу независимых аниматоров Animation 80, в рамках которой создает "Японско-английский иллюстрированный словарь" (1989). В этом экспериментальном мультике можно насчитать с десяток намеков на различных мастеров авторской анимации, включая Шванкмайера и Макларена. Во время работы Кодзи как будто выкидывал из головы навязчивые "чужие" образы, чтобы затем они больше не мешали фантазировать в собственном потоке.



В мультфильме "Поиск доктора: Коробка перспективы" (1990), в сюжете которого сложно что-то понять, Ямамура останавливается на абсурдности, которая станет основой его стиля в следующие 10 лет. Здесь абсурдность пока что "сырая", немного агрессивная, сбивающая с толку. В дальнейшем Ямамура успешно проведет творческий эксперимент, соединив абсурд с детской наивностью. Получившийся стиль можно назвать "инфантильным абсурдом". А пока вот так:



1990-е - авторская детская анимация

Кодзи Ямамура получает предложение поработать в государственной телекомпании NHK. Для NHK он делает два цикла, состоящие из нескольких коротеньких детских мультиков - "Каро и Пийо" (1993) и "Пакуси" (1994). Также почти бессюжетные, ужасно умилительные мультики с забавными персонажами раздвигают границы качественной анимации для детей дошкольного возраста. Особенно доставляет звуковое сопровождение - все-таки сюсюканья, голосовые подражания животным и звукам (например, капание воды, тикание часов) у японцев получаются очень прикольными и нисколько не раздражают. "Каро и Пийо" и "Пакуси" сделаны с глубоким пониманием детской психологии, которая распространяется не только на японских детей. Здесь нет глупых шуток, нелепых персонажей, запретов и морализаторства. Чувствуется, что у японцев особое отношение к детям - как к маленьким богам. Что вовсе не означает вседозволенность. Тут другая задача - аккуратно направить детскую энергию в нужное русло, незаметно для самих детей. Что и делает Ямамура, создавая уютный и дружелюбный мир, в котором можно "попробовать на вкус" любые фантазии. Мягкий пластилин, из которого сделаны персонажи, подчеркивает безопасность и податливость мульт-пространства. В общем, вы можете смело показывать эти мультфильмы своим детям - к старым-добрым советским мультикам они станут отличным дополнением, а для современных Лунтиков/Смешариков - достойной альтернативой, не говоря уже о бесконечных и однообразных аниме-сериалах. Единственная проблема - маловато успел сделать Ямамура в этом направлении.


Каро и Пийо


Пакуси

Другие детские работы Кодзи в 1990-е: сделанный всего за две недели "Детский замок" (1995) с очень простой рисовкой, пластилиновый "Киплинг младший" (1995), "Выбор за тобой!" (2000) на основе рисунков детей из Токио и Чикаго.







Для детей постарше был предназначен цикл мультфильмов на основе произведений писателя Борхеса. Ямамура успел сделать что-то типа пилотного выпуска для той же NHK - мультфильм "Вавилонская книга" (1996), но затем возникли проблемы с финансированием. В "Вавилонской книге" уже нет той дружелюбности и безопасности - наборот, персонажи - два мальчика - внезапно попадают в опасные, но жутко увлекательные приключения, раскрыв книгу, оставленную кем-то на автобусной остановке (вспоминается "Джуманджи"). Книга непростая - это "Книга вымышленных существ" Хорхе Луиса Борхеса с описанием 120 мифических тварей. Предполагаю, что Ямамамура, используя борхесовский бестиарий, пропагандирует чтение и как бы соблазняет детей читать различные увлекательные книжки, с помощью которых можно виртуально путешествовать в другие страны и в параллельные миры.



2000-е - успех на фестивалях

Свой первый полноценно авторский проект, независимый от крупных студий (с 1993 года у Ямамуры - своя студия Yamamura Animation), аниматор реализует очень долго - 6 лет. В перерывах выполняет коммерческие заказы (видеоклипы, реклама и пр.), работает иллюстратором детских книг, чтобы накопить достаточную сумму. "С самого начала я всегда думал о том, чтобы стать независимым аниматором. - рассказывает Кодзи в интервью - Я только ждал возможность для этого. То время было не самым лучшим для независимой анимации в Японии. Многие из моего поколения вполне преуспели в коммерческой анимации, но так и не смогли найти финансирование для собственных авторских проектов". И вот в 2002 году выходит "Атама-яма" ("Голова-гора"), принесшая своему создателю мировую известность. Мультфильм получил награды на престижных мульт-фестивалях, а также номинацию на Оскар. "Голова-гора" - современная сказка на основе старинной истории в национальном жанре ракуго (что-то типа анекдота). В этой абсурдной комедии на голове мужика вырастает сакура, вокруг которой начинает тусоваться народ. После пластилина Ямамура возвращается к рисованной технике, графический стиль напоминает то, что было в "Поиске доктора: Коробка перспективы" и "Вавилонской книге" - становится более сложным, насыщенным, цепким, в хорошем смысле - арт-хаусным. Для "Атама-яма" Кодзи разработал визуальную концепцию: упрощенное изображение заднего плана с мрачными городскими пейзажами + детализированное изображение персонажей и переднего плана. Между прочим, эти принципы абсолютно противоречат правилам производства популярных аниме-фильмов.



Отработав в одном стиле, Кодзи Ямамура берется за другой, поэтому его мультфильмы почти не похожи один на другой. "Старый крокодил" (2005) - это единственный раз, когда аниматор заимствует чужой стиль. В данном случае - иллюстрации из издания 1923 года детских сказок Леопольда Шово. Одна из сказок канадского писателя - "История о старом крокодиле". Мультфильм получился совсем не детским: одно животное (крокодил) пожирает другое (осьминога), причем незаметно для последнего. Ямамура подчеркивает "взрослость" фильма политическими аллюзиями - конкретно на тогдашнего президента США Джорджа Буша мл. и на внешнюю политику администрации Штатов. "Хотя я не думаю, что кто-то заметил этот аспект", - в шутку жалуется Кодзи.



На мой взгляд, вершиной творчества Ямамамуры на данный момент является анимационная экранизация рассказа Кафки "Сельский врач" в 2007 году при поддержке известной студии "Сётику" (там независимому режиссеру разрешили взять любой сценарий и предоставили полную творческую свободу). Те, кто читал рассказ, в отзывах отмечают, что японскому аниматору удалось передать специфическую кафкианскую атмосферу произведения. Атмосфера и визуальный стиль здесь - действительно нечто выдающееся. Видно, что это дорогой проект.



В "Сельском враче" Ямамура соединяет кафкианскую атмосферу и кёгэн - изображение персонажей в стиле традиционного японского комедийного театра. Изобразительная концепция заключается в том, что искаженные образы, которые иногда возникают в фильме, символизируют ложные слова персонажей. "Сельский врач" - шедевр сложной атмосферной анимации и, пожалуй, одна из лучших экранизаций Кафки в истории кино.



"Нити Мэйбриджа" (2011) еще сложнее. В фильме пересекаются сразу два замысла: передать философские размышления о природе времени (Кодзи размышлял о необратимости времени, наблюдая за подрастающей дочерью) и выразить уважение Эдварду Мэйбриджу, изобретатель зоопраксископа. В прологе Ямамура отмечает важную роль Мэйбриджа в создании кинематографа.









***
Как я уже говорил, творчество Кодзи Ямамуры отличается последовательностью - как будто некий ангел, присматривающий свыше за миром анимации, аккуратно проводит подопечного шаг за шагом на пути к успеху. В свое время независимый японский аниматор противопоставил себя коммерческой системе под названием "аниме". Возможно, когда-нибудь благодаря ему японская анимация не будет ассоциироваться с этим словом. Сейчас у Ямамуры есть возможность "выстрелить" - уже не на фестивальном, а на более глобальном уровне. Что дальше: Оскар? Полнометражный фильм? Лично для меня мультфильмы Кодзи Ямамуры - одно из главных открытий в короткометражной анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments