altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

8 режиссерских принципов Вернера Херцога

По материалам книги "Знакомьтесь - Вернер Херцог" (Пол Кронин, 2010). О самой книге расскажу чуть позже. На основе большого интервью с немецким режиссером - одним из самых ярких представителей авторского кино 20 века - я сделал этот обзор. Режиссерские принципы - это больше, чем "фирменные фишки" (см. например, про Вуди Аллена, Мельвиля, Франсуа Озона) - атрибуты индивидуального режиссерского метода. Здесь же идет речь о личной кинофилософии, которая выходит за рамки визуальной стилистики и набора любимых тем. Вернер Херцог - один из относительно немногих мастеров, которые на протяжении всего творческого пути четко придерживаются определенных правил в создании кино. В интервью с Полом Кронином подробно об этом рассказывается, в кратком виде эти правила представлены в моем обзоре.

1. Пейзажи

Неземной красоты пейзажи присутствуют почти во всех фильмах Херцога. Для примера можно взять первую и последнюю на данный момент игровые полнометражки - "Признаки жизни" ("дивные планы потрясающей критской природы") и "Королева пустыни" (с красивейшими пустынными пейзажами). Даже если съемки чудес природы не связаны с сюжетом, их функция не сводится к "разбавлению" действия красивыми кадрами - Херцог осознанно использует символику природы, указывая на настроения, потайные желания, фантазии героев. А если вспомнить еще и документальные фильмы Вернера, то мы получаем богатый материал для изучения символики природных пейзажей в кино.


"Стеклянное сердце"

"Это в Голливуде пейзажу отводится роль просто красивой картинки, декорации, но в моих фильмах - никогда".

2. Животные

Логичное продолжение разговора о живой природе. Животные также неслучайно появляются в фильмах Херцога, правда, с символикой режиссер в этом случае не так заморачивается. У животных нет того, что Вернер Херцог так не любит - фальши и лицемерия. Поэтому разная живность чувствует себя как дома в его фильмах, в некоторых эпизодах вызывая больше сочувствия, чем персонажи-человеки (например, "умная" лошадка в "Войцеке"). А в финале "Строшека" дрессированные зайцы и курочки одним маленьким эпизодом переворачивают восприятие всего фильма.


"Строшек"

"Да, я люблю снимать в своих фильмах животных и мне интересно работать с ними. (...) Но какой-то концепции, объясняющей, что символизирует то или иное животное, у меня нет и в помине. Я просто знаю, что они для моих фильмов очень важны".

3. Натурные съемки

Вернер Херцог не любит павильоны, аренда которых со всем оборудованием обходится слишком дорого. Режиссеру приходилось всегда экономить, и финансирование, как правило, приходилось привлекать с большим трудом. Но не только в этом причина стремления Вернера выбраться "на свежий воздух". Из интервью вы узнаем, что до начала режиссерской карьеры Вернер много путешествовал (там были просто невероятные приключения!), а в дальнейшем кино станет для него лучшим способом взаимодействия с миром. Режиссера-авантюриста тянет то в Южную Америку, то в Африку, в самые необычные места, да и в родной Германии улочки старинных городков ("Носферату", "Войцек" и др.) раскрывают Вернеру свою душу.


"Агирре, гнев божий"

"Мне кажется, они <павильоны> убивают спонтанность, а для фильмов, которые я хочу делать, спонтанность просто необходима. Мое кино в замкнутом пространстве не снять".

4. Мало крупных планов

Крупные планы у Херцога, конечно присутствуют, особенно с Клаусом Кински - попробуй не снять эту звезду крупным планом - истерика и срыв съемок гарантированы! Однако в интервью режиссер объясняет, почему он предпочитает не использовать этот прием.


"Войцек"

"Крупные планы - как вторжение в личное пространство, это чуть ли не насилие над актером, и кроме того они нарушают и зрительское уединение".

5. Отказ от спецэффектов

Еще одно проявление принципиального отказа Херцога от искусственности и фальши. Вряд ли сейчас продюссеры позволили бы кому-нибудь "в живую" снять дорогой и опасный для жизни актеров эпизод с переносом корабля через холм между двумя реками. Проще и дешевле заказать компьютерные спецэффекты. А тогда, в начале 80-х, можно было бы пойти на технические ухищрения, чтобы создать у зрителя иллюзию подвига. Но для Херцога это неприемлемо. До и после "Фицкарральдо" Вернер снимает всё по-настоящему, в опасных природных условиях - таких фильмов у него предостаточно.


"Фицкарральдо"

"Я помню, как "Фицкарральдо" показывали в Германии: в тот момент, когда корабль наконец оказался на вершине, зрители закричали "ура". Потому что поняли: это не трюк и не спецэффект".

6. Непрофессиональные актеры

Чувствующий истинную натуру человека Вернер Херцог (отличный психолог, кстати) привлекал к себе людей открытых, естественных. Правда, естественность у них проявлялась по-разному - например, с животной дикостью, как у Клауса Кински. Находкой Херцога стал вроде бы спокойный, но склонный к шизофреническим проявлениям Бруно С. - самый яркий персонаж их множества непрофессиональных актеров игровых фильмов Херцога. Режиссер гениально использовал специфический артистизм Бруно в фильмах "Каждый за себя, а Бог против всех" и "Строшек". По большому счету, Вернер не делил актеров на профи и непрофи - для того или иного эпизода мог пригодиться какой-нибудь прохожий или местный житель, который идеально вписывался в кадр.


"Строшек"

"Я не понимаю, чем отличаются профессиональные актеры от непрофессиональных. Важно, хорош актер на экране или нет - и всё".

7. Документальность

Для удобства зрителей фильмографию Херцога можно четко разделить на фильмы игровые и документальные - по формальным критериям. А по сути, это разделение бессмысленно, т.к. в обеих категориях режиссер использует одни и те же принципы, ставит перед собой одни и те же цели. В каждом игровом фильме Херцога есть документальные сцены. В свою очередь, в документальных работах присутствуют сцены постановочные, когда режиссер просит героя изобразить что-нибудь для усиления эффекта. Из-за этого критики потом возмущаются: "это же неправда!". Но у Херцога свои представления о правде жизни.


"Фата-моргана"

"Для меня границы между "художественным" и "документальным" не существует, и то, и другое - кино".

8. Музыка

Вернер Херцог искусно использует музыкальное сопровождение для создания атмосферы. Если внимательно проанализировать какой-либо из его фильмов, можно обнаружить интересные связи между звучащей в данный момент музыкальной композицией и изображением. Если брать игровые фильмы, то в первую очередь вспоминается "Фицкарральдо", в котором страсть к музыке лежит в основе сюжета.


"Фицкарральдо"

"Музыка всегда была очень важна для меня. Публике не нужно это объяснять, достаточно просто послушать мои фильмы".
Tags: Вернер Херцог
Subscribe

Posts from This Journal “Вернер Херцог” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments