altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

8 режиссерских принципов Вернера Херцога

По материалам книги "Знакомьтесь - Вернер Херцог" (Пол Кронин, 2010). О самой книге расскажу чуть позже. На основе большого интервью с немецким режиссером - одним из самых ярких представителей авторского кино 20 века - я сделал этот обзор. Режиссерские принципы - это больше, чем "фирменные фишки" (см. например, про Вуди Аллена, Мельвиля, Франсуа Озона) - атрибуты индивидуального режиссерского метода. Здесь же идет речь о личной кинофилософии, которая выходит за рамки визуальной стилистики и набора любимых тем. Вернер Херцог - один из относительно немногих мастеров, которые на протяжении всего творческого пути четко придерживаются определенных правил в создании кино. В интервью с Полом Кронином подробно об этом рассказывается, в кратком виде эти правила представлены в моем обзоре.

1. Пейзажи

Неземной красоты пейзажи присутствуют почти во всех фильмах Херцога. Для примера можно взять первую и последнюю на данный момент игровые полнометражки - "Признаки жизни" ("дивные планы потрясающей критской природы") и "Королева пустыни" (с красивейшими пустынными пейзажами). Даже если съемки чудес природы не связаны с сюжетом, их функция не сводится к "разбавлению" действия красивыми кадрами - Херцог осознанно использует символику природы, указывая на настроения, потайные желания, фантазии героев. А если вспомнить еще и документальные фильмы Вернера, то мы получаем богатый материал для изучения символики природных пейзажей в кино.


"Стеклянное сердце"

"Это в Голливуде пейзажу отводится роль просто красивой картинки, декорации, но в моих фильмах - никогда".

2. Животные

Логичное продолжение разговора о живой природе. Животные также неслучайно появляются в фильмах Херцога, правда, с символикой режиссер в этом случае не так заморачивается. У животных нет того, что Вернер Херцог так не любит - фальши и лицемерия. Поэтому разная живность чувствует себя как дома в его фильмах, в некоторых эпизодах вызывая больше сочувствия, чем персонажи-человеки (например, "умная" лошадка в "Войцеке"). А в финале "Строшека" дрессированные зайцы и курочки одним маленьким эпизодом переворачивают восприятие всего фильма.


"Строшек"

"Да, я люблю снимать в своих фильмах животных и мне интересно работать с ними. (...) Но какой-то концепции, объясняющей, что символизирует то или иное животное, у меня нет и в помине. Я просто знаю, что они для моих фильмов очень важны".

3. Натурные съемки

Вернер Херцог не любит павильоны, аренда которых со всем оборудованием обходится слишком дорого. Режиссеру приходилось всегда экономить, и финансирование, как правило, приходилось привлекать с большим трудом. Но не только в этом причина стремления Вернера выбраться "на свежий воздух". Из интервью вы узнаем, что до начала режиссерской карьеры Вернер много путешествовал (там были просто невероятные приключения!), а в дальнейшем кино станет для него лучшим способом взаимодействия с миром. Режиссера-авантюриста тянет то в Южную Америку, то в Африку, в самые необычные места, да и в родной Германии улочки старинных городков ("Носферату", "Войцек" и др.) раскрывают Вернеру свою душу.


"Агирре, гнев божий"

"Мне кажется, они <павильоны> убивают спонтанность, а для фильмов, которые я хочу делать, спонтанность просто необходима. Мое кино в замкнутом пространстве не снять".

4. Мало крупных планов

Крупные планы у Херцога, конечно присутствуют, особенно с Клаусом Кински - попробуй не снять эту звезду крупным планом - истерика и срыв съемок гарантированы! Однако в интервью режиссер объясняет, почему он предпочитает не использовать этот прием.


"Войцек"

"Крупные планы - как вторжение в личное пространство, это чуть ли не насилие над актером, и кроме того они нарушают и зрительское уединение".

5. Отказ от спецэффектов

Еще одно проявление принципиального отказа Херцога от искусственности и фальши. Вряд ли сейчас продюссеры позволили бы кому-нибудь "в живую" снять дорогой и опасный для жизни актеров эпизод с переносом корабля через холм между двумя реками. Проще и дешевле заказать компьютерные спецэффекты. А тогда, в начале 80-х, можно было бы пойти на технические ухищрения, чтобы создать у зрителя иллюзию подвига. Но для Херцога это неприемлемо. До и после "Фицкарральдо" Вернер снимает всё по-настоящему, в опасных природных условиях - таких фильмов у него предостаточно.


"Фицкарральдо"

"Я помню, как "Фицкарральдо" показывали в Германии: в тот момент, когда корабль наконец оказался на вершине, зрители закричали "ура". Потому что поняли: это не трюк и не спецэффект".

6. Непрофессиональные актеры

Чувствующий истинную натуру человека Вернер Херцог (отличный психолог, кстати) привлекал к себе людей открытых, естественных. Правда, естественность у них проявлялась по-разному - например, с животной дикостью, как у Клауса Кински. Находкой Херцога стал вроде бы спокойный, но склонный к шизофреническим проявлениям Бруно С. - самый яркий персонаж их множества непрофессиональных актеров игровых фильмов Херцога. Режиссер гениально использовал специфический артистизм Бруно в фильмах "Каждый за себя, а Бог против всех" и "Строшек". По большому счету, Вернер не делил актеров на профи и непрофи - для того или иного эпизода мог пригодиться какой-нибудь прохожий или местный житель, который идеально вписывался в кадр.


"Строшек"

"Я не понимаю, чем отличаются профессиональные актеры от непрофессиональных. Важно, хорош актер на экране или нет - и всё".

7. Документальность

Для удобства зрителей фильмографию Херцога можно четко разделить на фильмы игровые и документальные - по формальным критериям. А по сути, это разделение бессмысленно, т.к. в обеих категориях режиссер использует одни и те же принципы, ставит перед собой одни и те же цели. В каждом игровом фильме Херцога есть документальные сцены. В свою очередь, в документальных работах присутствуют сцены постановочные, когда режиссер просит героя изобразить что-нибудь для усиления эффекта. Из-за этого критики потом возмущаются: "это же неправда!". Но у Херцога свои представления о правде жизни.


"Фата-моргана"

"Для меня границы между "художественным" и "документальным" не существует, и то, и другое - кино".

8. Музыка

Вернер Херцог искусно использует музыкальное сопровождение для создания атмосферы. Если внимательно проанализировать какой-либо из его фильмов, можно обнаружить интересные связи между звучащей в данный момент музыкальной композицией и изображением. Если брать игровые фильмы, то в первую очередь вспоминается "Фицкарральдо", в котором страсть к музыке лежит в основе сюжета.


"Фицкарральдо"

"Музыка всегда была очень важна для меня. Публике не нужно это объяснять, достаточно просто послушать мои фильмы".
Tags: Вернер Херцог
Subscribe

Posts from This Journal “Вернер Херцог” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments