altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Неизвестный" Гайдай


Кажется, фильмы Леонида Гайдая мы знаем наизусть, можем пересказать поочередно все сцены из похождений Шурика и Семена Семеновича. В то же время один из главных классиков советского кино снимал не только всенародно любимые комедии. Фильмография режиссера составляет 18 работ. Данный обзор охватывает пятерку самых малоизвестных, непопулярных, а порой просто забытых творений.
Конечно, не стоит ожидать от них ярких впечатлений. Сказать честно, до уровня лучших комедий Гайдая эти фильмы не дотягивают. Но свою ценность имеют. Какую именно, сейчас посмотрим...

5. "Опасно для жизни!" (1985)

Самая известная работа Гайдая в ТОП-5 - это приключения настоящего гражданина Спартака Молодцова (имя-то какое говорящее) в исполнении Леонида Куравлева, борца за общественный порядок и безопасность жизнедеятельности. Мы видим не столько смешные, сколько забавные ситуации - если выбирать между двумя интернет-неологизмами "пацталом" и "улыбнуло", то в данном случае подходит второй.
Очевидно, что чем меньше в фильме Гайдая сатиры, тем менее он популярен. "Опасно для жизни" - рафинированная комедия, лишенная всяких аллюзий. К заключительному периоду своего творчества Леонид Иович подустал от трюков и пародий и снимал фильмы легкого жанра в свое удовольствие. В результате зрители получили очень даже неплохую абсурдно-авантюрную трилогию "Спортлото-82", "Операция Кооперация", "На Дерибасовской хорошая погода".
Фильм "Опасно для жизни" как-то выпадает из этого ряда и становится проходным, наверное, малость незаслуженно.
Оценка 6/10.

4."Инкогнито из Петербурга" (1977)

Гайдаевская экранизация Гоголя ("Ревизор") малоизвестна, очевидно, только потому, что это экранизация Гоголя. То есть фильм, поставленный по пьесе из классической русской литературы, заведомо выглядит чужеродно среди кинохитов режиссера. Хотя строго говоря, всё закономерно: "Ревизор" - тоже комедия, с сатирой, и к классике Гайдай не в первый раз обращается ("Иван Васильевич" в конце концов снят по Булгакову). И если подумать, кому экранизировать такую яркую пьесу, как не Гайдаю? Но вот проблема: в сценарии, вот досада, не оказалось роли для Шурика. Все-таки в галерее гайдаевских персонажей Хлестаков - чужак, незваный гость.
Так что "Инкогнито из Петербурга" оказался не к месту. Ничего нового к пьесе Гоголя, которую и так все знают, фильм не добавляет. Костюмами, декорциями не поражает, дух эпохи не воссоздает - такие задачи даже не стояли перед режиссером.
Оценка 5/10

3."Жених с того света" (1958)

Забытая комедия Гайдая, которая должна была войти в "золотой фонд" режиссера, но судьба ее сложилась неблагоприятно. Картина была подвергнута суровой цензуре и сокращена. Изначально в ней всё было великолепно: подбор актеров (Вицин, Плятт), острая сатира (на бюрократию), сюжет (человек, по документам мертвый, пытается доказать, что он живой), но из-за враждебного вмешательства фильм потерял часть своего запала и превратился в скромную, коротенькую, легкую комедию.
Оценка 6/10

2."Долгий путь" (1956)

Полнометражный дебют Гайдая (совместно с еще одним режиссером), практически не известный. Фильм снят по мотивам двух рассказов Короленко, снят старательно, можно сказать, академически. Видно, что режиссер еще молод и пока не решается выйти за рамки киношаблонов. Правда, это не есть недостаток: когда на экран переносится отечественная классика, ничего изобретать не надо - простно снимай, как написано. Гайдай справился с этой задачей на отлично.
"В долгий путь" уникален еще и тем, что это единственная драма у Гайдая. Трудно сказать, получился бы из него хороший драматический режиссер. Наверное, получился бы.
Оценка 7/10

1."Трижды воскресший" (1960)

На первом месте - самый редкий фильм Гайдая, совсем недавно появившийся в открытом доступе в интернете. Стоит ли скачивать такой раритет? Только если вы хорошо относитесь к советскому кинематографу. Иначе вас наверняка будет раздражать явная идеологическая направленность фильма (комсомол, энтузиазм и прочее). Известно, что "Трижды воскресший" - это сознательная уступка Гайдая советской киноконъюнктуре, то есть своего рода жертва ради возможности в дальнейшем снимать идеологически спорные ленты. Сам Леонид Иович вычеркивал этот фильм из своей фильмографии, как будто и не было его.
Но не всё так печально. На лицо здесь не только угождение советской морали, но и режиссерское мастерство, благодаря которому история о восстановлении парома, поучаствовавшего в двух войнах, становится человечной, искренней, душевной. Можно не обращать внимания на идеологические атрибуты и просто смотреть кино. Заслуга Гайдая здесь как раз в том, что он позволяет нам это сделать.
Оценка 6/10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments