altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Нил Джордан и его "неправильные" женщины

"Фильмы Нила Джордана" - не самая захватывающая тема для сочинения: уровень ирландского режиссера оказался в целом средненьким. Но есть у его одна тема, охватывающая примерно половину фильмографии - вот на нее и хотелось бы обратить внимание. Не я первый заметил эту сквозную тему - всё благодаря подсказке r_p, которому в свою очередь подсказал кинообозреватель "Афиши" Станислав Зельвенский. Сформулировать "магистральную линию тематики творчества режиссёра" можно так: Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается __________! В общем, оказывается женщиной... специфической, да и определение женского пола иногда ставится под вопрос. Герой влюбляется, затем у него на этой почве начинаются неприятности - сюжет закручивается. Давайте посмотрим, что представляют собой "неправильные" женщины Нила Джордана (осторожно, спойлеры!).



1986 - Мона Лиза / Mona Lisa

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... лесбиянкой!

Симона - элитная проститутка, в нее влюбляется личный водитель, невзрачный неудачник Джордж, недавно вышедший из тюрьмы. Добившись доверия Симоны, Джордж узнает о ней кое-что неожиданное. Фильм хорош нуаровской атмосферой ночного Лондона.



1991 - Чудо / The Miracle

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... его матерью!

Банальный, на первый взгляд, любовный треугольник разворачивается в маленьком ирландском городке: у главного героя - юноши есть гёлфренд, но вот он знакомится со зрелой женщиной - американкой, которая пробуждает у Джимми более глубокие чувства. Фильм сделан на неплохом уровне, но настолько скучен, что даже финальное раскрытие интриги не вызывает никаких эмоций.



1992 - Жестокая игра / The Crying Game

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... мужиком!

Актер Джей Дэвидсон великолепно изобразил болезненную певичку по имени Дил, признаюсь, до самого раскрытия истинной натуры "неправильной женщины" я не чувствовал подвоха, а действие, оказывается, происходит не в простом лондонском баре - а в баре для трансвеститов - вот такой я доверчивый зритель. Надо отдать должное Джордану - никакой пошлости, никаких грязных шуток в фильме нет. Более того, романтическое отношение главного героя к Дил, с учетом "поправок", сохраняется и после переломного эпизода.



2007 - Отважная / The Brave One

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... убийцей!

Мерсер - правильный нью-йоркский полицейский, отличный следователь с чуйкой не хуже, чем у Коломбо - обоим достаточно взглянуть на человека, чтобы распознать в нем грех убийства, даже вопреки здравому смыслу. Мерсер влюбляется в радиоведущую Джоди Фостер, одновременно понимая, что неспроста она трется поблизости от тех мест, где произошли жестокие убийства. Ради хэппи-энда следователь готов нарушить свои "заповеди полицейского".



2009 - Ундина / Ondine

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... русалкой!

Еще одна интерпретация кельтского мифа о морских обитателях "селки" (люди-тюлени, локальный вариант русалок). Девушки-селки могут сбросить шкуру, обрести полностью человеческий облик и выйти замуж за какого-нибудь рыбака. Всё это и происходит в "Ундине". Джордан мастерски воссоздает миф в современным условиях (действие происходит в ирландском городке на берегу море), больше половины фильма я был уверен, что смотрю мелодраму с элеменами фэнтэзи, но развязка оказалась "приземленной". Принцип Нила Джордана срабатывает тут даже два раза: сначала - селки, потом... не скажу, смотрите сами. Мне понравилось такое приятное заигрывание режиссера со зрителем, которому ненавязчиво предлагается поверить в чудо. На мой взгляд, фильм имеет незаслуженно низкий рейтинг на кинопорталах.



2012 - Византия / Byzantium

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... вампиром!

Хороший мальчик влюбляется в 18-летнюю Сиршу Ронан - какая милая подростковая драма могла бы получиться! Но героине Сирши на самом деле более 200 лет, поэтому отношения с обычным человеком, мягко выражаясь, проблематичны. Нил Джордан попытался по-новому раскрыть жанр вампирской драмы, но получилось нечто похожее на "Сумерки" (которые я не смотрел, но народ так пишет). Любителям вампирского кино наверняка не хватит романтики и более выраженных сверхспособностей у вампиров, у которых в фильме слишком много простых человеческих слабостей и заморочек.



1982 - Ангел / Angel

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... ангелом!

Неслучайно я поставил режиссерский дебют Джордана в конец списка. Во-первых, тема "неправильной женщины" здесь не вполне очевидна. Во-вторых, после мифических существ и "простых смертных" напрашивается что-то возвышенное. В этом фильме главный герой - саксофонист Денни - даже не успел толком осознать, что влюбился в глухонемую юродивую девушку, которую убивают бандиты без особой необходимости. Месть Денни отморозкам можно воспринимать как божью кару за убийство ангела.



2002 - Хороший вор / The Good Thief

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... нормальной!

Словно играя со своей любимой темой, Нил Джордан делает исключение - то самое, что подтверждает правило. Заодно отдает дань уважения Мельвилю (см. "Боб-прожигатель"). Опытный аферист Боб водится с молоденькой наркоманкой Анной - уже по своему образу жизни героиня далека от "правильной". И дальше мы ждем какой-нибудь подставы из серии "подруга подкинула проблем", пока Боб готовит очередную аферу. В итоге Анна справляется с различными трудностями, становится правильной и приносит своему кавалеру удачу в казино.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments