altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Нил Джордан и его "неправильные" женщины

"Фильмы Нила Джордана" - не самая захватывающая тема для сочинения: уровень ирландского режиссера оказался в целом средненьким. Но есть у его одна тема, охватывающая примерно половину фильмографии - вот на нее и хотелось бы обратить внимание. Не я первый заметил эту сквозную тему - всё благодаря подсказке r_p, которому в свою очередь подсказал кинообозреватель "Афиши" Станислав Зельвенский. Сформулировать "магистральную линию тематики творчества режиссёра" можно так: Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается __________! В общем, оказывается женщиной... специфической, да и определение женского пола иногда ставится под вопрос. Герой влюбляется, затем у него на этой почве начинаются неприятности - сюжет закручивается. Давайте посмотрим, что представляют собой "неправильные" женщины Нила Джордана (осторожно, спойлеры!).



1986 - Мона Лиза / Mona Lisa

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... лесбиянкой!

Симона - элитная проститутка, в нее влюбляется личный водитель, невзрачный неудачник Джордж, недавно вышедший из тюрьмы. Добившись доверия Симоны, Джордж узнает о ней кое-что неожиданное. Фильм хорош нуаровской атмосферой ночного Лондона.



1991 - Чудо / The Miracle

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... его матерью!

Банальный, на первый взгляд, любовный треугольник разворачивается в маленьком ирландском городке: у главного героя - юноши есть гёлфренд, но вот он знакомится со зрелой женщиной - американкой, которая пробуждает у Джимми более глубокие чувства. Фильм сделан на неплохом уровне, но настолько скучен, что даже финальное раскрытие интриги не вызывает никаких эмоций.



1992 - Жестокая игра / The Crying Game

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... мужиком!

Актер Джей Дэвидсон великолепно изобразил болезненную певичку по имени Дил, признаюсь, до самого раскрытия истинной натуры "неправильной женщины" я не чувствовал подвоха, а действие, оказывается, происходит не в простом лондонском баре - а в баре для трансвеститов - вот такой я доверчивый зритель. Надо отдать должное Джордану - никакой пошлости, никаких грязных шуток в фильме нет. Более того, романтическое отношение главного героя к Дил, с учетом "поправок", сохраняется и после переломного эпизода.



2007 - Отважная / The Brave One

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... убийцей!

Мерсер - правильный нью-йоркский полицейский, отличный следователь с чуйкой не хуже, чем у Коломбо - обоим достаточно взглянуть на человека, чтобы распознать в нем грех убийства, даже вопреки здравому смыслу. Мерсер влюбляется в радиоведущую Джоди Фостер, одновременно понимая, что неспроста она трется поблизости от тех мест, где произошли жестокие убийства. Ради хэппи-энда следователь готов нарушить свои "заповеди полицейского".



2009 - Ундина / Ondine

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... русалкой!

Еще одна интерпретация кельтского мифа о морских обитателях "селки" (люди-тюлени, локальный вариант русалок). Девушки-селки могут сбросить шкуру, обрести полностью человеческий облик и выйти замуж за какого-нибудь рыбака. Всё это и происходит в "Ундине". Джордан мастерски воссоздает миф в современным условиях (действие происходит в ирландском городке на берегу море), больше половины фильма я был уверен, что смотрю мелодраму с элеменами фэнтэзи, но развязка оказалась "приземленной". Принцип Нила Джордана срабатывает тут даже два раза: сначала - селки, потом... не скажу, смотрите сами. Мне понравилось такое приятное заигрывание режиссера со зрителем, которому ненавязчиво предлагается поверить в чудо. На мой взгляд, фильм имеет незаслуженно низкий рейтинг на кинопорталах.



2012 - Византия / Byzantium

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... вампиром!

Хороший мальчик влюбляется в 18-летнюю Сиршу Ронан - какая милая подростковая драма могла бы получиться! Но героине Сирши на самом деле более 200 лет, поэтому отношения с обычным человеком, мягко выражаясь, проблематичны. Нил Джордан попытался по-новому раскрыть жанр вампирской драмы, но получилось нечто похожее на "Сумерки" (которые я не смотрел, но народ так пишет). Любителям вампирского кино наверняка не хватит романтики и более выраженных сверхспособностей у вампиров, у которых в фильме слишком много простых человеческих слабостей и заморочек.



1982 - Ангел / Angel

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... ангелом!

Неслучайно я поставил режиссерский дебют Джордана в конец списка. Во-первых, тема "неправильной женщины" здесь не вполне очевидна. Во-вторых, после мифических существ и "простых смертных" напрашивается что-то возвышенное. В этом фильме главный герой - саксофонист Денни - даже не успел толком осознать, что влюбился в глухонемую юродивую девушку, которую убивают бандиты без особой необходимости. Месть Денни отморозкам можно воспринимать как божью кару за убийство ангела.



2002 - Хороший вор / The Good Thief

Главный герой влюбляется в женщину, а она оказывается... нормальной!

Словно играя со своей любимой темой, Нил Джордан делает исключение - то самое, что подтверждает правило. Заодно отдает дань уважения Мельвилю (см. "Боб-прожигатель"). Опытный аферист Боб водится с молоденькой наркоманкой Анной - уже по своему образу жизни героиня далека от "правильной". И дальше мы ждем какой-нибудь подставы из серии "подруга подкинула проблем", пока Боб готовит очередную аферу. В итоге Анна справляется с различными трудностями, становится правильной и приносит своему кавалеру удачу в казино.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments