altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Жан-Франсуа Лагиони. Коллекционер странных историй

Мастера короткометражной анимации, выпуск №46

Необычные истории, абсурдные и невероятные, где-то подслушанные, кем-то вымышленные - вот что подпитывало фантазию ребенка, который однажды сам станет выдумщиком - писателем, иллюстратором, художником. "Я записывал весьма странные истории, бурлившие у меня в голове", - рассказывает о своем детстве Жан-Франсуа Лагиони, яркий представитель французской школы авторской анимации. Мультфильмы Лагиони - это увлекательные оригинальные сюжеты - древние сказки или относительно современные случаи из реальной жизни, переработанные причудливым воображением аниматора и превращенные в уникальные сюрреалистические притчи, которые взорвут ваш мозг. "Я сохранил увлечение содержанием фильма, а не его изобразительным решением, красотой цвета, изяществом рисунка" - странно такое слышать от Лагиони, так как все перечисленное также присутствует в его работах. Чтобы какой-либо французский аниматор не стремился поразить зрителей ярким визуальным стилем - это нонсенс.



Жан-Франсуа учился в парижской Школе драматических искусств и должен был стать режиссером кукольного театра, но всё изменила встреча с аниматором Полем Гримо, который стал его учителем. Обучившись новому ремеслу, Лагиони делает первые собственные короткометражки на студии Гримо. Жан-Франсуа работает с перекладками бумажных фигур, что станет его любимой техникой. Традиционная рисованная техника не вызывала доверия у аниматора, так как в этом случае в создании произведения задействуется слишком много народа.

Дебютом стал м/ф "Мадемуазель и виолончелист" (1965), который несмотря на не очень внятный сюжет был отмечен на нескольких фестивалях. Уже в первой работе можно увидеть любимые приёмы Лагиони: плавный переход от реализма к сюрреализму (история начинается как вполне реалистичная, потом обрастает сюрреалистичными мотивами, а в финале - то, что сейчас в кино называют "твистом"); контраст нелепых персонажей (иногда кажется, что за их основу взяты детские рисунки) икрасивейших декораций. "Мадемуазель и виолончелист" кажется не очень уверенной обкаткой художником индивидуального стиля, следующие работы будут заметно лучше.



1969 - "Случайная бомба". Есть версия, что история навеяна реальным событием - авиакатастрофой над испанским поселком Паломарес, но связь с сюжетом неочевидна. "Случайная бомба" - притча в сюрреалистических декорациях. Некий человек приходит в город, покинутый жителями из-за того, что на площади лежит бомба (ее происхождение не уточняется), которая может в любой момент взорваться. Герой не обращает на нее внимания и пользуется оставленными здесь различными благами. Жители с холма наблюдают за чужаком и больше не могут терпеть, что он разгуливает по их собственности, возвращаются и... догадайтесь, что произошло в финале. Стадное мышление приводит к большой глупости.





После примерно 5-летнего перерыва в анимации, когда Лагиони снимал игровые короткометражки, в 1974 году выходит "Петр и Русалка" на студии "Languedoc". Фильм начинается как обычная сказка (в данном случае - кельтская сказка про мужчину, который влюбился в русалку), затем появляется всё больше странных образов (например, кот в клетке) и шизофренической атмосферы - возможно, это всё было в сказке, но скорее всего не обошлось без фантазии аниматора.





Самые впечатляющие сцены происходят в логове колдуньи, где переплетаются традиционная сказочность и безумные метаморфозы. Концовка закручивает сюжет в новый виток, но напрашивающегося продолжения мы не увидим.



В 1977 году похожий кадр сделает Карел Земан в своем известном фильме "Крабат - ученик дьявола". По атмосфере оба мультфильма похожи.



В середине 70-х Лагиони обращается к традиционной рисованной технике и создает "масочную" дилогию - мультфильмы "Актер" (1975) и "Маска дьявола" (1976), в которых раскрывается тема противопоставления реального и фальшивого обликов. Лагиони проникает вглубь предназначения маски: маску не всегда можно различить (как на карнавале, который мы видим в "Маске дьявола)", чаще всего маска воспринимается как реальный облик (например, загримированный актер настолько хорошо вживается в роль, что зрителям кажется, будто он такой и есть - см. "Актер"). Можно взять и мистическое предназначение маски, с помощью которой темная сущность маскируется под человека (см. "Маска дьявола"). Фальшивое оказывается настоящим и наоборот - просто сюрреалистическая путаница! В этих мультфильмах Лагиони выходит на новый уровень мастерства аниматора-сюрреалиста.

1975 - Актер.jpg

1976 - Маска дьявола.jpg

В 1978 году Лагиони делает свой главный короткометражный шедевр - "На веслах через Атлантический океан", получивший премию на Каннском кинофестивале. Мультик опять же начинается в традиционном русле - как реальная история о супругах, которые отправились в морское путешествие. Дальше в этом морском роуд-муви по очереди отсекаются все реалистичные моменты и фильм превращается в сюрреалистический трип. Кто видел мультфильм, навсегда запомнил сцену, когда парочка героев проплывает мимо тонущего Титаника и отбивается веслами от пытающихся спастись пассажиров. Мультик имеет богатую символику - обратите внимание, как меняется изображение воды, как она меняет свой цвет и создает особое "излучение". И всё это на фоне потрясающих декораций. "На веслах через океан" - гениальный фильм-метафора, показывающий погружение в глубины подсознания почти до самого дна, где покоятся архетипы.

1978 - На веслах через океан - 00002.jpg

1978 - На веслах через океан - 00010.jpg

1978 - На веслах через океан - 00012.jpg

1978 - На веслах через океан - 00015.jpg

Больше короткометражных мультфильмов у Жан-Франсуа Лагиони не было - в 1980-е он переключается на полный метр. Первый полнометражный мультфильм Лагиони "Гвен, книга песка" (1985) сделан в духе предыдущих работ - это сюрреалистическая история, которая разворачивается в условиях постапокалипсиса. Фильм хоть и длится всего час, кажется затянутым - мне кажется, можно было бы сделать замечательную короткометражку. Вопреки заявлению аниматора в первом абзаце визуальный стиль фильма преобладает над содержанием.

Gwen le Livre de Sable 1985 .avi - 00002.jpg

В письме С.В.Асенину, составителю сборника "Мудрость вымысла" (1983), Жан-Франсуа Лагиони жаловался на недостаток государственного финансирования и на низкую востребованность авторской анимации во Франции. Возможно, в связи с этим Лагиони прекратил делать свои замечательные короткометражки - после "Гвен" у аниматора выходят полнометражные фильмы, рассчитанные на массового зрителя. Фирменного сюрреализма в них почти не осталось...

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments