altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Владимир Тарасов. Это фантастика!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №45

Любители фантастики - особый тип людей, со своим, глубоким и нестандартным мировоззрением. В СССР фантастическая культура начала бурно развиваться в 1960-е, в эпоху Оттепели. Для тысяч людей фантастика была способом расширения рамок однообразной и предсказуемой жизни советского человека, она была как глоток свежего воздуха. Литература, кино, живопись... И анимация, конечно. Ключевым представителем фантастического направления в советской анимации был Владимир Тарасов. Его мультфильмы формировали мировоззрение советских подростков не хуже книг Стругацких или фильмов Ричарда Викторов, а взрослым давали множество интересных идей для размышлений. Эти мультфильмы и сегодня смотрятся с большим интересом, правда, актуальность их всё же теряется - таков удел большинства фантастических произведений: развитие технологий и общечеловеческого мышления чаще всего идет непредсказуемым путем, навсегда перечеркивая предсказания авторов-фантастов. С другой стороны, для советского зрителя эффект от просмотра фильмов В. Тарасова наверняка был примерно такой же, как для современного кинолюбителя - от сериала "Черное зеркало".



Фантастика - это основа фильмографии Владимира Ильича Тарасова, в которой также присутствуют агитационные мультики о безопасности жизнедеятельности ("С днем рождения", "Ковбои в городе"), образец наивного соцреализма "Спасибо", фельетон "Стадион Шиворот-навыворот", почти авангардная работа - посвящение Маяковскому "Вперед, время!", перестроечная "клюква" "Приключения медвежонка Садко". Эти произведения мы пропустим и перейдем к самому интересному.

Но прежде пару слов о творческом пути Тарасова. Будущий режиссер-аниматор в 16 лет пришел на "Союзмультфильм", где прошел все производственные этапы, обучаясь тонкостям ремесла у лучших мастеров. "Мне повезло пройти школу всех великих мастеров российской мультипликации" (из интервью журналу "Если"). В дальнейшем Тарасов всю жизнь будет патриотом "Союзмультфильма", а своим учителям посвятит м/ф "Юбилей" (1983). После развала студии в период Перестройки Тарасов перейдет в новую студию "Кристмас Филмз", сохраняющую хоть какие-то традиции советской анимационной школы. Тарасов и в настоящее время работает в Christmas Films, где в 1993-1994 гг был одним из режиссеров новых выпусков "Ну, погоди!". В 90-е у него также был опыт создания анимационных школ в Индии и в Иране.

Первый фантастический мультфильм Владимир Тарасов сделал в 1976 году - "Зеркало времени". Это научно-философский очерк, в котором отец делится с сыном концепцией о том, как можно увидеть прошлое с помощью астрофизики. Автором идеи был Анатолий Коробков, полковник авиации, участвовавший в космических разработках. Сценарий написал Василий "Шерлок Холмс" Ливанов.





"Контакт" (1978) - самая известная работа Тарасова, ставшая культовой. В будущих своих фильмах режиссер несколько раз цитирует лучшие моменты из "Контакта". Это ярчайший образец психоделической советской анимации, с потрясающим визуальным стилем (художник-постановщик - Николай Кошкин, почти 10 лет сотрудничавший с Тарасовым). Сюжет - встреча художника и инопланетного существа. После нескольких комичных сцен между ними завязывается дружба.



В "Контакте" Владимир Тарасов демонстрирует то, что станет его "фирменной фишкой" - это изображение стереотипных представлений о западной жизни, которая в глазах аниматора выглядит ярче, насыщеннее, богаче жизни советской, но она лишена душевности и нравственных опор (как сейчас говорят - "духовных скреп"). Здесь в принципе можно упрекнуть режиссера в антипропаганде: мол, посмотрите, какие люди там живут - аморальные и потому несчастные. В "Контакте" инопланетянин - как некая сверхсила, пришедшая извне - невольно перевоспитывает главного героя - художника (а выглядит он скорее как модный немец или швед, типа нынешнего хипстера), который небрежно обращается с живой природой. Осознав свой моральный упадок, герой обретает гармонию.



К счастью, идеологические моменты в "Контакте" почти незаметны, эту историю-притчу можно легко перенести в любую эпоху и в любую страну. Есть еще кое-то забавное. В фильме звучит известная мелодия Нино Роты (в русском народном варианте - "Давай покрасим холодильник в синий цвет..."). Впервые посмотревшие чуть позже "Крестного отца" зрители недоуменно восклицали: как посмел Коппола содрать музыку из любимого советского мультика?!

В "Тире" (1979) противопоставление духовных "наших" и аморальных "не наших" все-таки становится явным. В центре истории - типичный карикатурный образ капиталиста-империалиста, соблазняющий безработных простолюдинов высокооплачиваемой, но опасной для жизни работой - быть "живой мишенью" в тире.



В мультфильме мы видим американский мегаполис, в кадре - та самая яркая, богатая западная жизнь, но какая-то беспорядочная, искаженная. Фильм сделан по пьесе В.Славкина - это фантастика не научная, а скорее социально-политическая. Показанная история, конечно, невозможна в реальном мире и служит выражению антикапиталистических идей. Которые, при всей красоте картинки и отличной режиссуре, снижают художественную ценность мультфильма.



В 1980 году Тарасов и Кошкин продолжают развивать научно-фантастическое направление с психоделическим визуальным стилем. "Возвращение" - космическая драма с возможными отсылками на "Космическую одиссею" 1968 года (некоторые кадры уж очень напоминают эпизоды из фильма Кубрика). Пилот космического корабля впадает в искусственный сон, из которого не может выйти. Решение проблемы - в русском духовном стиле - пролететь над родным домом. Идея, конечно, сомнительна, но бог с ней - лучше насладитесь впечатляющими сценами сновидений космонавта.





Выпущенный к столетию мультипликации "Юбилей" (1983) - дань уважения первым мастерам советской анимации. По сюжету в далеком будущем отмечается 1000-летие мультипликации, в связи с чем на межпланетной космической станции организуется ретроспектива советских мультиков. Руководитель нашей делегации - легендарный Иван Иванов-Вано. Но вот происходит вторжение инопланетян (подобных тому существу из "Контакта"), настроены они достаточно агрессивно, но наши аниматоры находят лучший способ усмирить инопланетных хулиганов - показать им... советские мультики )) Не американские диснеевские, а наши "Каникулы Бонифация", "Ну, погоди" и др. Результат - мир, дружба, жвачка мультики!





"Контракт" (1985) по фантастическому рассказу Р. Силверберга. Здесь снова появляется образ противного капиталиста, который ради экономии нескольких долларов готов бросить на верную смерть исследователя других планет. Однако главному герою помогает робот-коммерсант... Интересный замысел (показать, как может быть устроена межпланетная экономика) портится опять же идеологическим подтекстом.





"Перевал" (1988, по роману Кира Булычева) - лучшая, на мой взгляд, работа Владимира Тарасова, сделанный в мрачных красках фантастический фильм-катастрофа, по сюжету и по стилистике чем-то напоминающий "Прометея" Ридли Скотта. Одним из художников был Анатолий Фоменко, математик, профессор МГУ, позже - автор скандально известной "Новой хронологии". В "Перевале" потрясающая графика сочетается с непростой историей выживания людей на чужой планете после крушения космического корабля. Не побоюсь сказать, что это фантастика высшего класса!





***
Фантастические мультфильмы Владимира Тарасова - уникальный пласт советской анимации, расширявший мировоззрение советских зрителей, приоткрывавший в окно в другой мир - это не только фантастический мир будущего, но и мир западных стран, пусть искаженный и стереотипный. Большинство работ Тарасова не дотягивают по шедевров по разным причинам, но один шедевр у него точно есть - это "Перевал".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments