altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Аво Пайстик. Сюрр для самых маленьких

Мастера короткометражной анимации, выпуск №43

Эстонская анимация - интереснейший пласт, причудливым образом соединяющий дикую фантазию авторов, шизофреничный сюрреализм, злободневность, непривычный графический стиль. Сегодня - рассказ еще об одном культовом представителе эстонской школы анимации. И если Прийт Пярн и Рейн Раамат, о которых мы уже говорили, в большей степени ориентировались на взрослую аудиторию, то Аво Пайстик прославился своими детскими мультиками, сохранившими основные черты безумной эстонской анимации.



О Пайстике очень мало информации. Может сложиться впечатление, что у этого режиссера самая обыкновенная аниматорская судьба. Аво Пайстик начинал карикатуристом, как и очень многие коллеги по всему миру, потом пришел на студию "Таллинфильм", где начал делать мультики. В 58 лет (в середине 90-х) уходит из анимации. И вот тут в скудных источниках встречаются удивительные факты: после завершения анимационной карьеры Аво Пайстик становится христианским пастором и пророком, предсказавшим Второе Пришествие в 2033 году! Перефразируя популярный мем: это же Эстония, расслабься!

Но ближе к делу. Те, кому сейчас в районе 40 лет, наверняка видели по ТВ мультики или рассматривали книжки - своего рода печатные варианты мультиков - "Клабуш" и "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Если открыть отзывы, например, на Рутрекере, мы увидим комментарии от благодарных зрителей, которые спустя много лет получили возможность пересмотреть любимые мультфильмы детства. Эти отзывы вызвали у меня приятное недоумение. Почему недоумение - потому что вышеупомянутые произведения у меня абсолютно не ассоциируются с "любимыми мультфильмами детства". Почему приятное - потому что они раскрывают новые, неожиданные грани советской детской анимации, и это замечательно! То, что делал Пайстик, совершенно не похоже на такие хиты, как "Простоквашино", "Ну, погоди!", "Карлсон", "Чебурашка" и т.д., сочетающие захватывающий сюжет, запоминающихся персонажей, приятную "картинку", песни, крылатые фразочки... Мало сказать, что у Пайстика всего этого нет, мы видим у него элементы, в какой-то степени "опасные" для детского восприятия - особенно это касается дилогии "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Но начнем с "Клабуша".

"Клабуш" - это три 10-15-минутных детских мультика, созданных с 1978 по 1981 г.: просто "Клабуш", "Клабуш, Нипи и злая рыба", "Клабуш в космосе". Основа сценария - рассказы эстонского писателя Яана Раннапа.



Клабуш - это вымышленное яйцеобразное существо, чем-то напоминающее Лунтика. Первая сцена - появление Клабуша на свет - похожа на аналогичную сцену с Лунтиком ("я родился!"). Возможно, здесь есть прямое влияние. Три мультика - три приключения Клабуша и его друзей - других необычных существ, сначала в обычной среде, потом в морской среде и наконец на другой планете. Самое интересное в этой трилогии - это "фантастические твари", их поведение в забавных и трагикомичных ситуациях. Сюжет здесь не так важен, часто он прослеживается с трудом. Примечательно, что диалоги вообще отсутствуют. На первом плане - галерея забавных мультяшек. Примерно через 10 лет эту тему подхватит Иван Максимов.





Рисовка у Пайстика нарочито нечеткая, образы хрупкие, карикатурные, возникает ощущение, что действие находится на грани хаоса. Как будто вот-вот история превратится в шизофренический поток сознания. Такой стиль имеет много общего с "пилотовским" - возможно, и здесь есть прямое влияние. Сложно поверить, что советские дети с интересом смотрели эти мультики, не получая при этом психические травмы.

Самым известным творением Аво Пайстика является "Муфта, Полботинка и Моховая борода" - два 30-минутных мультика о приключениях накситраллей, придуманных другим эстонским писателем по имени Эно Рауд. Накситралли - разновидность гномов с тонкой душевной организацией. Накситралли живут среди людей, но любят дикую природу. В мультфильме три главных героя-гнома, чьи имена вынесены в название. Вот как они выглядят:







Если "Клабуш" вроде бы предназначен для детей до 8 лет, то трилогия про накситраллей - для детей постарше. Даже учитывая более зрелый возраст потенциальной аудитории мультфильма, мы задаемся вопросом: неужели ЭТО разрешали смотреть советским детям? Во-первых, изображение кажется небрежным, даже халтурным - в сравнении с лучшими образцами детской советской анимации. Много крупных планов, статичных объектов - кажется, режиссер и его команда хотели как можно быстрее завершить работу. Во-вторых, сюжет и некоторые сцены явно недетские и связаны они с жестоким обращением с животными. В первой серии три героя противостоят стае диких котов, захвативших особняк старушки (хотя выглядят они вполне как домашние, и невольно задаешься вопросом: что же там случилось, раз десятки кошек оказались в диких условиях??). В итоге котов удалось изолировать на острове. В мультике есть экшн-сцены, которые могут вызвать тревожные чувства у несовершеннолетнего зрителя.



Во второй серии гномы спасают город от бешеных крыс, нашествие которых явилось прямым следствием исчезновения диких котов. С крысами уже не так церемонятся, их просто уничтожают на глазах зрителя (например, в кадр попадает момент, когда автомобиль давит крыс). В конце мы наблюдаем настоящее рубилово.



"Муфта, Полботинка и Моховая борода" - мультик не в коем случае не плохой или халтурный, просто он такой специфический. Фильм цепляет сюрреалистичной, депрессивной атмосферой, в которой светлыми пятнами являются наши забавные и дружелюбные накситралли (что впрочем не мешает им бороться с дикими существами). Усиливает атмосферность великолепная синтезаторная музыка легендарного эстонского композитора Свена Грюнберга, местами напоминающая мелодии Анджело Бадаламенти из сериала "Твин Пикс". Саундтрек к этому мультфильму можно слушать как самостоятельное музыкальное произведение.

Если вынести за скобки эстонское безумство, то мы увидим, что "Клабуш" и "Накситралли" отражают правильные, полезные для детей идеи: не будь одиночкой, ищи друзей, вписывайся в любую движуху (в пределах разумного, конечно), познавай мир в движении!

***
В фильмографии Аво Пайстика присутствуют еще несколько малоизвестных, но достаточно интересных работ. Дебютом были "Цветные карандаши" (1973) - детский мультик, без подвохов. "Цветные карандаши" перекликаются с "Хромофобией" (1966) Рауля Сервэ - оба мультфильма провозглашают торжество цвета над серостью.



"Мелочь" (1975) - абсурдная зарисовка о том, как разные люди помогали герою починить машину.



Лучшей, на мой взгляд, работой Пайстика является "Сон технократа" (другое название - "Воскресенье") 1977 года. Это уже эстонская анимация во всей красе. Запутанный сюжет, странные образы, шизофреническая рисовка. Во время просмотра у меня неожиданно возникли ассоциации с сериалом "Черное зеркало".





"Пылесос" (1978) - психоделический триллер. Мужик купил пылесос, который, оставшись без присмотра, начинает всасывать в себя всё сущее.





***
В настоящее время имя Аво Пайстика почти не известно массовому зрителю, но творчество эстонца остается востребованным среди любителей анимации, экспертов и историков, чему подтверждение - именная ретроспектива Пайстика в рамках программы эстонской анимации "МультфЭст" (2011 год, Москва).

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments