altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кэролайн Лиф. Чем сложнее, тем лучше.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №42

Есть в авторской анимации категория мастеров-перфекционистов, которые готовы годами заниматься монотонной работой, сидя в маленьком темном помещении. Эти люди изобретают причудливые техники "оживления", которыми "нормальный" аниматор никогда не будет пользоваться - зачем, если с помощью традиционной анимации можно относительно быстро получить качественный продукт с высокими шансами на зрительский успех. Нет, художники-перфекционисты не думают о прибыли, о популярности, для них главное - передать тончайшие эмоциональные оттенки, создать неповторимый выразительный образ. Сколько лет уйдет на творческий процесс - не так важно. Мы уже видели яркий пример аниматора-перфекциониста - Александр Алексеев, который творил чудеса с игольчатым экраном - очень сложной и очень дорогой анимационной техникой. Как вы уже догадались, Кэролайн Лиф - из той же категории.



Кэролайн Лиф родилась в 1946 году в Сиэттле, что на северо-западном побережье США, а училась изобразительным искусствам на противоположном конце страны, в штате Массачусетс, где находится знаменитый образовательный центр Кембридж. Кэролайн училась в женском колледже Рэдклифф, и однажды студентка наугад записалась на занятия по анимации, где преподавал Дерек Ламб. Преподаватель объяснил студентам, что для создания анимации необязательно уметь рисовать, каждый может найти собственную анимационную технику. Кэролайн взяла пляжный песок - так была изобретена техника "песочная анимация". Первым песочным мультфильмом стал "Петя и Волк" (1969, Sand, or Peter and the Wolf) по симфонической сказке Прокофьева. К сожалению, мультик сейчас негде посмотреть, есть только отдельные картинки.



Как делается песочный мультик: на подсвеченную снизу стеклянную поверхность высыпается песок, затем аниматор вручную собирает из песка образы и снимает их на камеру. На Youtube есть видеоролик - телевизионная запись, где Кэролайн прямо в студии демонстрирует процесс создания персонажа.





Там же, в Кембридже, Кэролайн Лиф успела изобрести еще одну технику - рисование на стекле, или живопись по стеклу. Эта техника уже знакома нам по мультфильмам Александра Петрова. В 1972 году Кэролайн вслед за профессором Дереком Ламбом переезжает в Канаду, в Монреаль, и начинает работать аниматором в National Film Board of Canada. NFB - один из крупнейших мировых центров притяжения представителей авторской анимации, который мне нередко приходится упоминать в своих заметках. Кэролайн Лиф стала одной из главных звезд NFB, проработала там почти 20 лет и получила мировое признание.

В 1976 году появляется "Филин женится на гусыне" по эскимосской сказке. Мультфильм сделан при содействии Департамента по делам индейцев и северных народов. Здесь мы можем получить полное представление о песочной анимации. Сразу бросается в глаза отсутствие цветового разнообразия и большого количества деталей изображения, поэтому любителями рисованной или современной компьютерной анимации подобные мультфильмы могут восприниматься с трудом. При этом песок позволяет создавать очень выразительные образы, играть с тенями и ощущением пространства, что требует усидчивости и наличия художественного таланта. Неудивительно, что песочная анимация - это штучный товар.



Еще один песочный мультфильм Кэролайн Лиф - "Превращение мистера Замзы" (1978). Перенести Кафку на язык анимации - это вызов! Мультфильм начинается с титров: "Проснувшись однажды утром дома, Грегор Замза обнаружил, что он превратился..."



Ранее, в 1976 году, Кэролайн Лиф сделала, как позже оказалось, свой самый известный фильм - "Улицу" по одноименному роману Мордехая Рихлера. Мультик - экранизация одной главы, в которой рассказывается о смерти бабушки глазами ребенка. Здесь используется другая техника - рисование по стеклу, дающее больше возможностей для художественной выразительности. Можно использовать больше цветов и усиливать эффект погружения в пространство. Порой перемещения по нарисованному дому захватывают дух!



В 1979 году появился экспериментальный фильм "Интервью", в котором подруги Кэролайн Лиф и Вероника Соул соединяют в единое действо обычные съемки самих себя и анимацию. Возникает ощущение, что фильм снят для своей тусовки и особого смысла не имеет.



Одним из последних мультфильмов Лиф стали "Две сестры" (1991). Кэролайн вновь меняет технику, выбирая, кажется, еще более трудоемкую - выскребание рисунков прямо на пленке (похожие эксперименты делал в свое время Норман Макларен). На производство ушло два года. "Две сестры" - история о сестрах, живущих на далеком острове. Одна из них - уродец, вторая оберегает ее от контактов с внешним миром. Кэролайн Лиф создает мрачный шизофренический мир, так что, возможно, просмотр этого мультфильма станет испытанием для вашей психики. Нацарапанные изображения как-то острее воздействуют на подсознание, чем образы песочные или нарисованные на стекле.



Немного получилось мультфильмов за 20 лет, но от таких аниматоров - экспериментаторов и перфекционистов - нельзя ожидать обширной фильмографии. Кэролайн Лиф выбирала достаточно сложные способы анимирования - ведь только они позволяли ей выражать то, что хотелось выразить. Вот что написал Федор Хитрук в книге "Профессия аниматор": "Она с легкостью бросала изобретенное, разработанное - как говорится, "золотой песок" - и бралась за другое".

В 1991 году Кэролайн Лиф уходит в сферу документального кино. В 1996 году на фестивале в Загребе она получила премию "За жизненные достижения", что говорит о признании ее вклада в искусство анимации. Сейчас она преподает в Государственной школе кинематографии и телевидения (Лондон).

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments