altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Альфред Хичкок. Часть 2: малоизвестные шедевры


Вторая подборка фильмов выдающегося режиссера - это, как в спорте, "темные лошадки": не самые яркие работы, но каждая из них может занять высокое место в вашем личном рейтинге. Ознакомление с признанной классикой - это замечательно, но мне, например, всегда было интересно находить в фильмографии того или иного режиссера скрыте от массового внимания "жемчужины". Некоторе из них попали и в данный ТОП-10.

(фильмы расположены в хронологическом порядке их создания)

1."Жилец" (1927)

Первый "хичкоковский" фильм режиссера, в котором он начинает активно экспериментировать с визуальными средствами выразительности. Правда, в наше время они не столько воздействуют на нашу писхику, сколько вызвают эстетические переживания. Фильм представляет ценность как авторское и стилистически цельное произведение, хоть и лежит в его основе очередная байка про лондонского Джека Потрошителя.
В "Жильце" Хичкок еще не пугает зрителя - невиновность героя понятна заранее, потому особой тайны здесь нет. Однако Хичкок впервые показывает природу человеческого страха на примере этой простой криминальной истории. Оказывается, людям просто нравится кого-то подозревать и трястись от ужаса перед любым сомнительным субъектом. У страха глаза велики - об этом, по сути, многие фильмы Хичкока.

2. "Человек с острова Мэн" (1929)

Если бы не "Ребекка", я мог бы смело сказать, что это лучшая мелодрама у Хичкока. Снова избитая история о любовном треугольнике (действие происходит в обществе, где строго соблюдаются этические нормы) превращается в руках мастера в тяжелую драму, которая действительно берет за сердце - подлинностью переживаний героев, но никак не мистическими трюками.

3. "Шантаж" (1929)

В этой ленте впервые развиваются до серьезного уровня два значимых для Хичкока мотива: страх перед правосудием и переживание за судьбу героя (которое в дальнейшем станет неотъемлемой частью фирменного саспена режиссера). Можно даже отметить и третий мотив: использование актрисы-блондинки в главной роли - что, безусловно, усиливает, переживание зрителя. Понятно, что, скорее всего, эта криминальная история закончится хэппи-эндом, но сомнения в лучшем исходе будут мучать зрителя до конца просмотра.

4. "Юнона и Павлин" (1930)

В этой картине, пожалуй, нет ничего "хичкоковского" ("Отзывы на фильм были самые благоприятные, но я испытывал стыд, потому что к кино это не имело никакого отношения"), хотя режиссеру удалось перенести на экран достаточно сложную для экранизацию пьесу об ирландской семье. Сложность заключается и в том, что пьеса меняет свой жанр по ходу действия несколько раз: комедия - мелодрама - драма - трагедия. И с каждым таким переходом меняются и эмоции зрителя - от пренебрежения к героям до сочувствия к ним. Так что с кинематографической точки зрения фильм для того времени безупречен.

5. "Убийство!" (1930)

Хичкок всё ближе подбирается к настоящему саспенсу. Мотивы, описанные в "Шантаже" в "Убийстве" еще более усиливаются благодаря введению в действие суда присяжных. Теперь судьба героя зависит не от одного человека (как в "Шантаже"), а от целой группы персонажей. И настоящего убийцу еще надо найти!

6. "Молодой и невинный" (1937)

С 1932 по 1937 года Хичкок успел снять пять криминальных триллеров. Эти по отдельности захватывающие истории уже с трудом различаются между собой (а дальше от хичкоковских шпионов будет просто голова идти кругом). На первый взгляд, "Молодой и невинный" особо не выделяется из ряда шпионско-криминальных детективов, но все-таки заслуживает отдельного внимания - за счет того, каким образом разоблачается преступник.
Опять же, излюбленные для Хичкока мотивы невиновности главного героя и страха перед правосудием - к этому мы уже привыкли. Но заключительная сцена действительно внушает: никогда до этого зритель до такой степени не чувствовал себя в шкуре отрицательного героя. В результате, "колабсит" и того, и другого.

7. "Таверна "Ямайка" (1939)

Удивительно, но здесь нет шпионов, судов и полиции. В последнем английском фильме перед отъездом в Голливуд Хичкок экранизирует роман Дафны дю Морье о разбойниках британского побережья 19-го века. Приключения 19-летней героини и офицера морского флота, решивших положить конец пиратскому разбою, - это отличная разрядка после череды хичкоковских триллеров.

8. "Спасательная шлюпка" (1944)

В какой-то степени предварает хичкоковские суперхиты "Веревка", "В случае убийства...", "Окно во двор", где крайне захватывающее и непредсказуемое действие разворачивается в ограниченном пространстве. "Спасательная шлюпка" - в больше степени психологическая драма, чем детектив: на первом плане здесь взаимоотношения героев, а не расследование преступления. Хотя и своя тайна есть...

9. "Приключения на Мадагаскаре", "В добрый путь" (1944)

Два короткометражных фильма о деятельности французского Сопротивления во время Второй Мировой войны. Две разные истории: одна - забавная, вторая - драматичная. Обе - героические. Можно ознакомиться с этими работами, чтобы увидеть Хичкока - мастера короткометражек.

10. "Семейный заговор" (1976)

Совершаем прыжок во времени на 30 лет (в этом промежутке уместились все самые популярные картины режиссера) и заканчиваем обзор последней работой Хичкока. В свой последний перод творчества у него уже нет желания экспериментировать, шокировать, пугать. В "Семейном заговоре" ничего этого нет. Это приключенческий детектив высокого качества - но не более того. Фильм для расслабления, для семейного просмотра. Прощальный подарок мастера - простой, но со вкусом.

Часть 1: ТОП 10 кинохитов режиссера
Часть 3: НЕ шедевры
Часть 4: нереализованные проекты
Часть 5: лучшие сцены из фильмов
Tags: Альфред Хичкок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments