altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Джанго освобождённый" Vs "12 лет рабства"

В одной из самых непредсказуемых кинобитв столкнутся два фильма не очень новые, но и забвение при нашей жизни им не грозит. "Джанго освобожденный" и "12 лет рабства" вышли друг за другом, в 2012 и 2013 году соответственно, с тех пор они образуют в коллективном киноманском сознании интересную пару фильмов, раскрывающих проблему рабовладения в США в середине 19 века. Одна и та же тема - освобождение от рабства - работает в руках режиссеров Квентина Тарантино и Стива МакКуина совершенно по-разному, в какой-то степени даже противоположным образом. Дуэль антирабовладельческих кинолент можно назвать "Стёб против Серьёзности". Приколист Тарантино позволил себе вдоволь похулиганить в рамках жанра вестерна, МакКуин же придерживается канонов серьезного голливудского кино "под Оскар". Не знаю как вам, а мне очень интересно узнать, чей подход оказался более успешным.



Напоминаю, что судьбы известнейших современных режиссеров здесь вершат киноблогеры, публикующие в своих ЖЖ-блогах отзывы и рецензии. По их оценкам составляется общий рейтинг для каждого фильма, потом рейтинги сравниваются и выявляется победитель. Непосредственно перед схваткой мы пытаемся выявить фаворита. Давайте заглянем для начала на Кинопоиск и IMDB - там и там по ключевым статистическим показателям (количество оценок и средняя оценка) очень заметное преимущество имеет "Джанго". С другой стороны, "12 лет рабства" получил главного "Оскара" и еще парочку, да и по другим премиям урожай МакКуина солиднее тарантиновского. Стоит еще отметить, что мнения блогеров не всегда совпадают с оценками пользователей кинопорталов - это если обобщать. И на кого же тут ставить?

Джанго освобожденный (2012, Квентин Тарантино)

Плюсы:
Для поклонников Квентина "Джанго освобожденный" - настоящий киноманский праздник с россыпью фирменных тарантиновских фишек: убойные диалоги с обилием нецензурной лексики, черный юмор, непредсказуемая развязка, первоклассный подбор саундтреков и, конечно, много-много насилия и море крови. Тем, кто не очень знаком с тарантиновским стилем, нужно подготовиться к тому, что логичного сюжета здесь нет - для режиссера не это главное. Неповторимая тарантиновская атмосфера - вот главная ценность "Джанго" и других фильмов Квентина. Тарантино - большой ребенок в мире кино, он играется с жанром вестерна и с фильмом Корбуччи 1966 года в частности, но нельзя сказать, что он легкомысленно относится к проблеме американского рабовладения 19 века. Персонажи - рабовладельцы и те, кто им противостоят - раскрывают различные грани рабовладения ярко и убедительно, а иногда с неожиданной стороны (вспомним старого слугу в исполнении С.Л.Джексона, который сам раб, но идеология рабства прочно засела в его голове). У Тарантино проблема рабства не ограничивается временными рамками и выходит на философский уровень вне исторического контекста, на уровень противопоставления гуманизма и антигуманизма, как вариант. Таким образом, Тарантино удачно соединяет свой фирменный киностиль и социально-философскую проблематику, что однозначно указывает на то, что культовый режиссер не останавливается в своем развитии. Плюсов у "Джанго" набралось предостаточно:

-яркие, запоминающиеся персонажи
-хорошо показана идеология рабства
-фильм держит в напряжении
-фирменный стиль Тарантино
-саундтрек
-отличные диалоги
-красиво снято
-одна из лучших ролей Ди Каприо

Минусы:
Да, Тарантино заслужил право снимать любой бред для своих фанатов - таким и получился "Джанго освобожденный". Фанатов вынесем за скобки и получим вопрос: зачем остальным зрителям смотреть этот поток слабо связанных между собой сцен насилия и скучных разговоров? Да еще и на протяжении почти трех часов! Сюжет предсказуемый, скучный. в напряжении не держит и ничем не цепляет, композиция вообще по сути отсутствует. Любовной линии не хватает романтики. Вызывают вопросы некоторые элементы истории: например, каким образом раб Джанго стал лучшим стрелком Штатов? Основной упор Тарантино делает на своих фирменных фишках, которые мы уже видели раньше - в "Бешеных псах" и в "Криминальном чтиве" они действительно "вкусные", но в драме о рабовладении они неуместны. Тема рабовладение показана чересчур несерьезно, слишком грубо режиссер расправляется с проблемой, по принципу "хочешь быть свободным - достань пистолет". Один из блогеров назвал такой подход "пропагандой правового нигилизма". Если подвести итог, Тарантино, увлекшись самоповторами, снял бессмысленный, затянутый фильм непонятного жанра - то ли вестерн, то ли черная комедия, то ли мелодрама. Хотя нет, жанр понятен - это "фильм Тарантино", только вот больше этот жанр не работает. Разложим все "минусы" по полочкам:

-сюжет бессмысленный и предсказуемый
-слишком много крови и сцен насилия
-затянутость, много лишних эпизодов
-не хватает романтики
-неприятный саундтрек
-убогий юмор
-режиссер застрял в самоповторах

Соотношение оценок: ЗА - 13 авторов, ПРОТИВ - 8 авторов, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +5

Цитаты:
"Тарантино напрочь съезжает с катушек и гонит одну сцену за другой, превращая балаган в поистине безразмерный". отсюда

"Диалоги. ДИАЛОГИ!!! Это же просто песня! Причем словами сложно объяснить, что же в тарантиновских диалогах такого. Ты это или чувствуешь, или нет". отсюда

"Снимать фильм о том, как некий уголовник сладострастно мучает и убивает людей, причем истязаемых людей выставлять мерзавцами и шутами, а палача — героем и славным парнем — ублюдство законченное". отсюда

"Угасшая изобретательность Квентина оставила от себя лишь потуги с претензией на комичный исход, проскользнувшие беззубой издёвкой над куклуксклановской униформой". отсюда

"И самое главное, что на протяжении всего фильма я чувствовал, что “This is fucking Quentin”. отсюда

Все отзывы и рецензии

12 лет рабства (2013, Стив МакКуин)

Плюсы:
"12 лет рабства" - качественное голливудское кино, заслуженно отмеченное тремя Оскарами. Режиссер разворачивает впечатляющее историческое полотно о состоянии американского общества за несколько лет до отмены рабства. В фильме замечательно передана историческая эпоха. Проблема рабовладения раскрывается не только с социально-исторической точки зрения, но и с экзистенциальной, выходя, как и в "Джанго", за рамки конкретного явления в истории США. Замысел МакКуина действительно масштабный и вневременной, ведь все показанные им явления в той или иной форме происходят и в наше время, даже в цивилизованных странах. Реализовать такой замысел было бы невозможно без талантливых и профессиональных актеров, сценаристов, монтажеров, оператора - зрители и критики отмечают, что команда у Стива МакКуина подобрана высочайшего класса. "12 лет рабства" - голливудское кино в его лучшем виде, оно не только развлекает, но и позволяет погрузиться в сложную историческую эпоху и поразмышлять над важными проблемами. Набор "плюсов" подбирается солидный:

-раскрытие темы рабовладения с разных сторон
-великолепный актерский состав, включая второстепенные роли
-передача эпохи
-много впечатляющих сцен
-красиво снято
-отличная режиссура
-музыкальное сопровождение

Минусы:
Фильм сделан действительно качественно, но это только "красивая обертка", внутри которой скрывается политкорректность и конъюнктурность. Зрители, которые клюют на красивую голливудщину, и не заметят, что в их мозги аккуратно впихиваются "правильные" идеи. Очевидно, что 12 Years a Slave сделан специально "под Оскар", а самая престижная кинонаграда обеспечит фильму мировую популярность. Если проанализировать эту историческую драму МакКуина, можно обнаружить кучу штампов, нелогичностей в сюжете и однобокое, прямолинейное ("в лоб") раскрытие центральной проблемы - рабовладения. Создатели фильма пользуются тем, что утверждение "рабство - это плохо" невозможно оспорить, поэтому особо не заморачиваются над художественной выразительностью - антирабовладельческого пафоса, красивых кадров и известных актеров достаточно для того, чтобы покорить киноакадемиков и простых зрителей. Но главный грех режиссера в том, что его творение вовсе не показывает исчезновение рабства, а дает иллюзию, что сейчас-то мы живем в цивилизованном мире. Хотя и в наше время можно встретить рабство и другие виды социального неравенства, в прямом или переносном значении, только вот фильм МакКуина аккуратно отводит внимание мирового зрителя от реально существующих явлений, связанных с рабством и расизмом. Разочаровывает творческий путь Стива МакКуина, который "Голодом" и "Стыдом" вроде бы взял курс в сторону независимого авторского кино, но с "12 лет рабства" ушел в коммерцию и продался конъюнктуре. Список "минусов" просто беспощадный:

-плохой сценарий: штампы в сюжете, слабая связь между событиями
-прямолинейное раскрытие темы
-манипулятивность
-пропаганда политкорректности
-фильм снят как будто специально "под Оскар"
-недостаток драматизма
-сомнительная положительность главного героя

Соотношение оценок: ЗА - 10 авторов, ПРОТИВ - 6 авторов, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: +4

Цитаты:
"Раньше мы от таких фильмов нос воротили, но вскоре, когда они совсем пропадут, уступив место гнилому ортхаузу и прочему инцесту, мы будем их вспоминать с уважением и скупой слезой". отсюда

"Стив МакКуин снял куда более жестокое и мрачное действо, нежели комиксовый "Джанго" и куда более неоднозначное, чем стерильный "Линкольн". отсюда

"Художественность образов и убедительность человеческих характеров временами подменяется пропагандой и публицистичностью, что сказывается и на прямолинейности сюжетных ходов, схематичности и однозначности представляемых персонажей". отсюда

"12 лет рабства" - шаг вперёд для Стива МакКуина как коммерсанта и шаг назад для Стива МакКуина как художника". отсюда

"Идеальная работа оператора, чудесная режиссура, выкладывающиеся на чертовы 200 процентов актеры и актрисы". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+5 Джанго освобожденный
+4 12 лет рабства

С минимальным перевесом хулиган Тарантино побеждает конъюнктурщика МакКуина!

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments