altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Джанго освобождённый" Vs "12 лет рабства"

В одной из самых непредсказуемых кинобитв столкнутся два фильма не очень новые, но и забвение при нашей жизни им не грозит. "Джанго освобожденный" и "12 лет рабства" вышли друг за другом, в 2012 и 2013 году соответственно, с тех пор они образуют в коллективном киноманском сознании интересную пару фильмов, раскрывающих проблему рабовладения в США в середине 19 века. Одна и та же тема - освобождение от рабства - работает в руках режиссеров Квентина Тарантино и Стива МакКуина совершенно по-разному, в какой-то степени даже противоположным образом. Дуэль антирабовладельческих кинолент можно назвать "Стёб против Серьёзности". Приколист Тарантино позволил себе вдоволь похулиганить в рамках жанра вестерна, МакКуин же придерживается канонов серьезного голливудского кино "под Оскар". Не знаю как вам, а мне очень интересно узнать, чей подход оказался более успешным.



Напоминаю, что судьбы известнейших современных режиссеров здесь вершат киноблогеры, публикующие в своих ЖЖ-блогах отзывы и рецензии. По их оценкам составляется общий рейтинг для каждого фильма, потом рейтинги сравниваются и выявляется победитель. Непосредственно перед схваткой мы пытаемся выявить фаворита. Давайте заглянем для начала на Кинопоиск и IMDB - там и там по ключевым статистическим показателям (количество оценок и средняя оценка) очень заметное преимущество имеет "Джанго". С другой стороны, "12 лет рабства" получил главного "Оскара" и еще парочку, да и по другим премиям урожай МакКуина солиднее тарантиновского. Стоит еще отметить, что мнения блогеров не всегда совпадают с оценками пользователей кинопорталов - это если обобщать. И на кого же тут ставить?

Джанго освобожденный (2012, Квентин Тарантино)

Плюсы:
Для поклонников Квентина "Джанго освобожденный" - настоящий киноманский праздник с россыпью фирменных тарантиновских фишек: убойные диалоги с обилием нецензурной лексики, черный юмор, непредсказуемая развязка, первоклассный подбор саундтреков и, конечно, много-много насилия и море крови. Тем, кто не очень знаком с тарантиновским стилем, нужно подготовиться к тому, что логичного сюжета здесь нет - для режиссера не это главное. Неповторимая тарантиновская атмосфера - вот главная ценность "Джанго" и других фильмов Квентина. Тарантино - большой ребенок в мире кино, он играется с жанром вестерна и с фильмом Корбуччи 1966 года в частности, но нельзя сказать, что он легкомысленно относится к проблеме американского рабовладения 19 века. Персонажи - рабовладельцы и те, кто им противостоят - раскрывают различные грани рабовладения ярко и убедительно, а иногда с неожиданной стороны (вспомним старого слугу в исполнении С.Л.Джексона, который сам раб, но идеология рабства прочно засела в его голове). У Тарантино проблема рабства не ограничивается временными рамками и выходит на философский уровень вне исторического контекста, на уровень противопоставления гуманизма и антигуманизма, как вариант. Таким образом, Тарантино удачно соединяет свой фирменный киностиль и социально-философскую проблематику, что однозначно указывает на то, что культовый режиссер не останавливается в своем развитии. Плюсов у "Джанго" набралось предостаточно:

-яркие, запоминающиеся персонажи
-хорошо показана идеология рабства
-фильм держит в напряжении
-фирменный стиль Тарантино
-саундтрек
-отличные диалоги
-красиво снято
-одна из лучших ролей Ди Каприо

Минусы:
Да, Тарантино заслужил право снимать любой бред для своих фанатов - таким и получился "Джанго освобожденный". Фанатов вынесем за скобки и получим вопрос: зачем остальным зрителям смотреть этот поток слабо связанных между собой сцен насилия и скучных разговоров? Да еще и на протяжении почти трех часов! Сюжет предсказуемый, скучный. в напряжении не держит и ничем не цепляет, композиция вообще по сути отсутствует. Любовной линии не хватает романтики. Вызывают вопросы некоторые элементы истории: например, каким образом раб Джанго стал лучшим стрелком Штатов? Основной упор Тарантино делает на своих фирменных фишках, которые мы уже видели раньше - в "Бешеных псах" и в "Криминальном чтиве" они действительно "вкусные", но в драме о рабовладении они неуместны. Тема рабовладение показана чересчур несерьезно, слишком грубо режиссер расправляется с проблемой, по принципу "хочешь быть свободным - достань пистолет". Один из блогеров назвал такой подход "пропагандой правового нигилизма". Если подвести итог, Тарантино, увлекшись самоповторами, снял бессмысленный, затянутый фильм непонятного жанра - то ли вестерн, то ли черная комедия, то ли мелодрама. Хотя нет, жанр понятен - это "фильм Тарантино", только вот больше этот жанр не работает. Разложим все "минусы" по полочкам:

-сюжет бессмысленный и предсказуемый
-слишком много крови и сцен насилия
-затянутость, много лишних эпизодов
-не хватает романтики
-неприятный саундтрек
-убогий юмор
-режиссер застрял в самоповторах

Соотношение оценок: ЗА - 13 авторов, ПРОТИВ - 8 авторов, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +5

Цитаты:
"Тарантино напрочь съезжает с катушек и гонит одну сцену за другой, превращая балаган в поистине безразмерный". отсюда

"Диалоги. ДИАЛОГИ!!! Это же просто песня! Причем словами сложно объяснить, что же в тарантиновских диалогах такого. Ты это или чувствуешь, или нет". отсюда

"Снимать фильм о том, как некий уголовник сладострастно мучает и убивает людей, причем истязаемых людей выставлять мерзавцами и шутами, а палача — героем и славным парнем — ублюдство законченное". отсюда

"Угасшая изобретательность Квентина оставила от себя лишь потуги с претензией на комичный исход, проскользнувшие беззубой издёвкой над куклуксклановской униформой". отсюда

"И самое главное, что на протяжении всего фильма я чувствовал, что “This is fucking Quentin”. отсюда

Все отзывы и рецензии

12 лет рабства (2013, Стив МакКуин)

Плюсы:
"12 лет рабства" - качественное голливудское кино, заслуженно отмеченное тремя Оскарами. Режиссер разворачивает впечатляющее историческое полотно о состоянии американского общества за несколько лет до отмены рабства. В фильме замечательно передана историческая эпоха. Проблема рабовладения раскрывается не только с социально-исторической точки зрения, но и с экзистенциальной, выходя, как и в "Джанго", за рамки конкретного явления в истории США. Замысел МакКуина действительно масштабный и вневременной, ведь все показанные им явления в той или иной форме происходят и в наше время, даже в цивилизованных странах. Реализовать такой замысел было бы невозможно без талантливых и профессиональных актеров, сценаристов, монтажеров, оператора - зрители и критики отмечают, что команда у Стива МакКуина подобрана высочайшего класса. "12 лет рабства" - голливудское кино в его лучшем виде, оно не только развлекает, но и позволяет погрузиться в сложную историческую эпоху и поразмышлять над важными проблемами. Набор "плюсов" подбирается солидный:

-раскрытие темы рабовладения с разных сторон
-великолепный актерский состав, включая второстепенные роли
-передача эпохи
-много впечатляющих сцен
-красиво снято
-отличная режиссура
-музыкальное сопровождение

Минусы:
Фильм сделан действительно качественно, но это только "красивая обертка", внутри которой скрывается политкорректность и конъюнктурность. Зрители, которые клюют на красивую голливудщину, и не заметят, что в их мозги аккуратно впихиваются "правильные" идеи. Очевидно, что 12 Years a Slave сделан специально "под Оскар", а самая престижная кинонаграда обеспечит фильму мировую популярность. Если проанализировать эту историческую драму МакКуина, можно обнаружить кучу штампов, нелогичностей в сюжете и однобокое, прямолинейное ("в лоб") раскрытие центральной проблемы - рабовладения. Создатели фильма пользуются тем, что утверждение "рабство - это плохо" невозможно оспорить, поэтому особо не заморачиваются над художественной выразительностью - антирабовладельческого пафоса, красивых кадров и известных актеров достаточно для того, чтобы покорить киноакадемиков и простых зрителей. Но главный грех режиссера в том, что его творение вовсе не показывает исчезновение рабства, а дает иллюзию, что сейчас-то мы живем в цивилизованном мире. Хотя и в наше время можно встретить рабство и другие виды социального неравенства, в прямом или переносном значении, только вот фильм МакКуина аккуратно отводит внимание мирового зрителя от реально существующих явлений, связанных с рабством и расизмом. Разочаровывает творческий путь Стива МакКуина, который "Голодом" и "Стыдом" вроде бы взял курс в сторону независимого авторского кино, но с "12 лет рабства" ушел в коммерцию и продался конъюнктуре. Список "минусов" просто беспощадный:

-плохой сценарий: штампы в сюжете, слабая связь между событиями
-прямолинейное раскрытие темы
-манипулятивность
-пропаганда политкорректности
-фильм снят как будто специально "под Оскар"
-недостаток драматизма
-сомнительная положительность главного героя

Соотношение оценок: ЗА - 10 авторов, ПРОТИВ - 6 авторов, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: +4

Цитаты:
"Раньше мы от таких фильмов нос воротили, но вскоре, когда они совсем пропадут, уступив место гнилому ортхаузу и прочему инцесту, мы будем их вспоминать с уважением и скупой слезой". отсюда

"Стив МакКуин снял куда более жестокое и мрачное действо, нежели комиксовый "Джанго" и куда более неоднозначное, чем стерильный "Линкольн". отсюда

"Художественность образов и убедительность человеческих характеров временами подменяется пропагандой и публицистичностью, что сказывается и на прямолинейности сюжетных ходов, схематичности и однозначности представляемых персонажей". отсюда

"12 лет рабства" - шаг вперёд для Стива МакКуина как коммерсанта и шаг назад для Стива МакКуина как художника". отсюда

"Идеальная работа оператора, чудесная режиссура, выкладывающиеся на чертовы 200 процентов актеры и актрисы". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+5 Джанго освобожденный
+4 12 лет рабства

С минимальным перевесом хулиган Тарантино побеждает конъюнктурщика МакКуина!

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments