altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Гермина Тырлова. Кукольная "поэзия" для детей

Мастера короткометражной анимации, выпуск №40

Есть такое мнение насчет того, почему кукольная анимация в массовом восприятии сильно проигрывает рисованной: "ожившие" куклы воздействуют на подсознание зрителя, вызывая у него страх или отвращение, ведь куклы - это предметы, они не должны двигаться сами по себе. Если почитать отзывы любителей анимации, можно найти подтверждение этой гипотезе: кукольные мультфильмы, даже сделанные на высочайшем уровне мастерства, часто отталкивают по непонятным причинам, не связанным с художественными особенностями произведения. С другой стороны, была в Чехословакии Гермина Тырлова - из числа самых выдающихся кукольных аниматоров мирового уровня. Ее мультфильмы (за редким исключением) вызывают только приятные, "детские" эмоции, в них много теплоты и дружелюбия. С.В.Асенин, известный советский исследователь анимации, называл творчество Тырловой "стихией поэтической сказочности", "поэтическими превращениями, которые помогают выразить атмосферу детства, праздничность радостного детского мировосприятия".



Как мы уже знаем, в середине 20 века в Чехословакии сформировалась, пожалуй, крупнейшая в мире школа кукольной (объемной) анимации: Трнка, Шванкмайер, Земан, Тырлова и другие. И какая она была разная, чешская кукольная анимация! Ян Шванкмайер - удивительный сюрреалист, взрывавший мозг грубым вторжением оживших предметов в мир людей. В более традиционных фильмах Иржи Трнки много странностей и тревожности. Совсем другая специфика у Гермины Тырловой, которая сразу ориентировалась на детскую аудиторию без всяких подтекстов и скрытых идей.

В детстве Гермина научилась делать куклы у отца, который работал с деревом и вырезал из него маленькие фигурки. Информации о семье очень мало, где-то пишут, что отец был шахтером и погиб, когда дочке было несколько лет. В 1920-е годы Гермина приезжает в Прагу, начинает работать на телевидении и вместе с мужем Карелом Додалом делает рекламные анимационные ролики. В начале Второй Мировой войны Карел Додал эмигрирует за океан (США, потом Аргентина), Гермина Тырлова остается на родине и переезжает в город Злин. Местная киностудия Готвальдов вскоре станет легендарной - благодаря не только Тырловой, но и Карелу Земану, культовому режиссеру игрового ("Тайна острова Бэк-Кап") и мультипликационного кино ("Крабат – ученик колдуна"). В Злине Гермина Тырлова создала более 60 короткометражных мультфильмов, рассмотрим самые интересные.

Во время войны Тырлова выпускает мультик "Ферда-муравей" (1942), который стал очень популярным в Европе, а образ персонажа-муравья стал народным.



В 1947 году появляется "Бунт игрушек", сочетающий анимацию и игровые эпизоды с актером, которые снимал другой режиссер. Послевоенные чешские мультфильмы часто обращаются к недавним историческим событиям - например, "Посадил дед репку" Трнки, в котором детская сказка контрастирует с трагическим настроением. Тырлова же показывает комедию о том, как куклы - обитатели игрушечной мастерской - расправляются с нацистом, который зашел сюда, видимо, с целью поживиться чем-то ценным. Этот детский антифашистский фильм получил кучу наград на фестивалях.



Самые интересные, на мой взгляд, мультики Гермина Тырлова создавала на рубеже 50-х и 60-х годов. "Свинопас" (1958) - легкая, приятная экранизация сказки Г.Х.Андерсена.



"Маленький поезд Колеячек" (1959) содержит впечатляющие железнодорожные декорации.







"День расплаты" (1960) неожиданно поражает мрачными сценами в духе мистических триллеров (а название больше подходит для какого-нибудь боевика), хотя это обычная нравоучительная история о том, что надо быть "хорошим мальчиком". Игровые эпизоды усиливают тревожность. Нетипичный для Тырловой фильм, который реально может вызвать неприятные ощущения.





М/ф "Любопытное письмо" (1961) дает возможность с интересом понаблюдать за тем, как функционирует чешская почтовая служба.



В 1960-е годы Гермина Тырлова создает серию мультфильмов - "шерстяных сказок", с куклами, сделанными из шерстяных ниток. Есть сквозные персонажи - мальчик и девочка.



В этих мультиках мы можем восхититься мастерством обращения с необычными шерстяными куклами и повседневными предметами. Особенно хочу отметить, как Тырлова изображает различные природные стихии и явления - с помощью шерстяных ниток!

Палящее солнце и вода ("Шерстяная сказка", 1964)




Снег, горы ("Снеговик", 1966)




Звездное небо ("Рождественская ёлка", 1968).


Из выпущенных в 60-е отмечу еще пару мультфильмов - очень красивую "Бисерную сказку" (1968)...





... и "Синий передничек" (1965), который как будто по недоразумению попал в фильмографию Гермины Тырловой. Этот фильм с непонятным сюжетом пытается быть одновременно детским и авторским. Возможно, Тырлова пыталась экспериментировать, тем более тогда был расцвет "чешской новой волны", многие творцы обращались к стилистике сюрреализма, вот и в данном мультике преобладают сюрреалистические сцены, но замысел, к сожалению, прослеживается с трудом.







В 1970-е появляется еще одна серия мультфильмов от Гермины Тырловой со сквозными персонажами, сделанными из плоских тряпочек. Тырлова временно отказывается от объемных кукол и переходит к плоским марионеткам. Также снижается возраст целевой аудитории: если прежние работы были интересны детям школьного возраста, то новые откровенны рассчитаны на детсадовцев. Это мультики с простейшими сюжетами с участием различной домашней живности и девочки-хозяйки.

1971 - Телёнок-бродяга


1972 - Розовые очки


1972 - Сон пёсика


1972 - Утка-пройдоха


1974 - Ослик Ушастик


***
Можно долго восхищаться мастерством оживления кукол Гермины Тырловой и оценивать ее выдающийся вклад в воспитание чехословацких детей, но в то же время необходимо признать, что такая анимация все-таки устарела - современные дети и последующие детские поколения вряд ли будут такое смотреть, а взрослые зрители вряд ли найдут повод для ознакомления с мультфильмами Тырловой. Но забвение им не грозит, со временем будет укрепляться их статус классических произведений, которые необходимо хранить, словно музейные экспонаты.


ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments