altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Михаил Алдашин. Любитель сказок и защитник букашек

Мастера короткометражной анимации, выпуск №39

Утрата славных традиций отечественного мульт-производства - болевая точка многих деятелей современной российской анимации, заставших еще те времена, а сейчас вынужденных наблюдать грустные процессы в этой сфере искусства и вспоминать "золотые времена" советской мультипликации. Одним из "мостиков", соединяющий ее лучшие традиции и нынешние реалии, является Михаил Алдашин.



Михаил Владимирович успел поработать на "Союзмультфильме" последние годы до развала СССР, выпустив на студии свой дебютный фильм. В конце 80-х его учителями были все или почти все легендарные мастера советской мультипликации: Назаров, Норштейн, Хржановский, Хитрук, Татарский. В своих мультфильмах Алдашин сочетает озорство и мудрость из лучших образцов советской мультипликации с новыми технологиями в сфере анимации. Скажем так, творчество Алдашина - это старые-добрые советские мультики, адаптированные для современной аудитории, и не только детской.

Любимый жанр Михаила Алдашина - это сказка. Самая первая его режиссерская работа - "Келе" (1988) сделана по мотивам чукотской сказки. Это забавный мульт-ужастик, в котором чукотское чудовище гонится за маленькими сестричками.



После создания первой в стране частной мульт-студии "Пилот" ее руководитель, Александр Татарский, забирает Алдашина к себе. Оригинальный минималистично-карикатурный стиль "Келе" близок к юморному "пилотовскому" стилю, так что Алдашин отлично вписался в творческую атмосферу студии и стал одним из самых ярких ее авторов. На "Пилоте" аниматор сделал три мультика и все - в разных стилях. Вообще, удивительная вещь получается: каждый мультик Алдашина не похож на другие по графическому стилю. Неудивительно, что такой разносторонний художник в будущем оказался востребован в разнообразных анимационных проектах, включая зарубежные. А пока, до середины 90-х Алдашин творит на студии "Пилот".

"Пумс" (1990) - немножко вульгарная сатирическая зарисовка о том, как некий коммивояжер впаривает обитателям далекого острова всякую мелочь, нарушая культурную целостность общества аборигенов. В одной сцене мы видим страуса, очень похожего на своего сородича из м/ф Татарского "Крылья, ноги и хвосты".



Еще одна зарисовка про странных аборигенов - "Охотник" (1991). Это сатира на взаимоотношения между мужьями и женами: последние зачастую требуют от супругов всячески извращаться, чтобы добыть для женщины побольше материальных благ. Ничем хорошим такие отношения не заканчиваются.



В "Другой стороне" (1993) аниматор отходит от карикатурного "пилотовского" стиля, в рисунках появляется "сложная" живописность. В этом мультике режиссер обращается к одной из своих любимых тем - жизнь букашек (в данном случае - червячков) в мире, наполненном различными опасностями.



В середине 90-х Алдашин работает в основном как режиссер рекламных роликов, потом был опыт создания мультсериала "Mike, Lu & Og" для американского мультипликационного канала Cartoon Network, однако нельзя сказать, что сериал стал популярным.

1996 год, пожалуй, важнейший в анимационной карьере Алдашина, который успешно реализует очень сложный замысел - мультфильм "Рождество" по библейскому сюжету. "Рождество" должно было получиться сказкой, а не религиозным просветительским фильмом для младшего поколения. Алдашин во многих интервью признавался, что был недоволен результатом, однако мульт-сообщество неожиданно для режиссера приняло фильм и объявило его шедевром. На мой взгляд, "Рождество" - все-таки не шедевр, но хороший и красивый мультфильм, который получился отчасти и сказочным, и религиозным, а самое ценное в нем - ностальгические интонации, словно позаимствованные из "Сказки сказок" Норштейна.



Такое сложное произведение, как "Рождество", значительно повысило репутацию Михаила Алдашина, который прежде был известен "несерьезными" коротенькими мультиками про аборигенов и червяков. Этот успех, судя по всему, предопределил дальнейшие карьерные достижения аниматора, но об этом чуть позже. А в 2002 году Алдашин вновь обращается к любимой теме и делает "Букашек". Это история про насекомых, восставших против произвола людей, и в этом восстании им помогают инопланетные насекомые. Стиль "Букашек" близок MTV-шному, который тогда был популярен. Ничего общего с "Рождеством".



В 2000-е начинается активная  деятельность Михаила Алдашина в качестве организатора, продюссера, руководителя различных анимационных проектов. После возвращения на студию "Пилот" Алдашин вносит серьезный вклад в создание и развитие мегапроекта "Гора самоцветов", для которого он на данный момент снял уже 4 мультфильма в разных стилях.

"Про Ивана-дурака" (2004) по мотивам русского народного фольклора. В основе изображения - русский народный стиль лубок.



"Мальчик-с-пальчик" (2006) - по белорусской сказке.



"Медвежьи истории" (2007) - по эвенкийской сказке.



"Бессмертный" (2012) - по дагестанской сказке (народ "таты"). Мультфильм примечателен тем, что раскрывает детской аудитории тему смерти.



В 2013 году Алдашина назначают художественным руководителем студии "Союзмультфильм"! Была программа возрождения студии, много говорилось о возврате к лучшим традициям советской мультипликации. Михаил Алдашин для этой миссии подходил отлично. Но что-то пошло не так... Типичная для России ситуация: корыстные чиновники отодвинули художников в сторонку. В 2016 году Алдашин был уволен, а в одном из последних интервью сказал следующее: "Музы молчат, не только когда пушки говорят, но и когда чиновники управляют искусством".

Сейчас Михаилу Владимировичу 58 лет, он остается одним из самых важных деятелей современной российской анимации, занимаясь преподаванием, участвуя в жюри на мультфестивалях. Новые работы от этого режиссера мы наверняка еще увидим.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments