altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Поль Гримо. Если б Дисней был французом.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №38

Поль Гримо - выдающаяся фигура в истории европейской анимации, иногда его ошибочно называют родоначальником французской анимации, забывая об Эмиле Коле. Но ошибка эта простительна, ведь создавать мультики он начал еще с довоенных времен и закончил в 1970-х, поучаствовав таким образом во всех основных этапах развития анимации во Франции.




Рассматривать творчество Поля Гримо удобнее всего поэтапно.
1. 1930-е годы

Молодой Поль Гримо вращается в парижской арт-тусовке, сотрудничает с агитационной группой "Октябрь", в которой знакомится с Жаком Превером, в будущем известным сценаристом и поэтом. В 1950-е годы творческий союз Гримо и Превера приведет к созданию одного из самых выдающихся европейских полнометражных мультфильмов. А пока Поль Гримо зарабатывает себе на жизнь созданием рекламных анимационных роликов. В то время видеореклама была совсем не такой, как сейчас. Не такой дорогой и не такой циничной. В 1930-е годы во Франции образовался особый пласт анимации, которая создавалась в рекламных целях, являясь при этом полноценным видом искусства. Аниматоры получали уникальную возможность за деньги заказчика экспериментировать и оттачивать свой стиль, ну и добывать себе средства к существованию при этом. Активно мульт-рекламой занимался после приезда во Францию Александр Алексеев, изобретатель игольчатого экрана.

Возможно, первым опытом (какие-то работы наверняка не сохранились) Поля Гримо в анимации стала кинозарисовка "La seance de spiritisme est terminee" (1931) о последствиях неудачного сеанса спиритизма. Минифильм содержит игровые сцены с участием мужчины и женщины, убегающих от ожившего столика, в который, как можно догадаться, вселился потусторонний дух.





Затем Поль Гримо создает великолепные анимационные рекламные ролики, наполненные юмором, художественными приёмами и яркими образами. Каждый мультик имеет полноценный сюжет, который подводит к преимуществам рекламируемого товара. В "Посланнике света" яркость ламп Mazda ассоциируется с яркостью Солнца. В ролике "Жив-здоров" некий джентльмен, которого собираются повесить какие-то разбойники, заказывает в качестве последнего желания йогурты Danone. Чтобы разглядеть землю с корабля, необходима высококачественная оптика, которая рекламируется в мультике "Terre!".

1938 - Le Messager de la lumière (Посланник света).jpg

1938 - Sain et Sauf (Жив-здоров).jpg

Terre!.jpg

2. 1940-1945

К этому времени Поль Гримо успел основать студию "Les Gémeaux", которая во время Второй Мировой была единственной работающей анимационной студией на территории оккупированной Европы. Конечно, были определенные идеологические ограничения, поэтому в созданных в этот период мультиках очень сложно обнаружить какие-то социально-политические намеки. Это яркие развлекательные мультфильмы, графический стиль которых ориентирован на успешные диснеевские стандарты: яркие "живые" персонажи, пластичность, комичность. Но есть и важные стилистические различия. Анимация Гримо, в сравнении с диснеевской, более элегантная, по-французски изысканная, ее пластичность усилена, а комичность ослаблена. То есть тогдашний зритель во время просмотра мультиков Гримо получал меньше смеха, но больше эстетического удовольствия, чем во время просмотра Диснея. Комические эпизоды подаются не "в лоб", как любят в Америке, а более мягко и деликатно. Даже изображая конфликтные ситуации между мультяшками, Поль Гримо избегает сцен насилия "понарошку", которых так много в американской популярной анимации. В общем, примерно такими делал бы свои мультфильмы Уолт Дисней, если бы родился и жил во Франции.

В фильме "Продавец нот" (1942) мы видим необычную автозаправку, к которой подъезжает рояль на колесиках и заправляется нотами. "Пассажиры Большой Медведицы" (1943) - самая известная короткометражка Поля Гримо. В ней показаны впечатляющие сцены с дирижаблем, реалистичные персонажи (мальчик с собакой) и забавный робот. Самый "конфликтный" мультик Гримо - "Пугало" (1943), в котором хитрый и наглый кот пытается поймать птичек, но на их защиту встает огородное пугало. Делай этот мультик какой-нибудь американский аниматор, он не избежал бы соблазна вставить разнообразные пинки, удары, прихлопывания для усиления комического эффекта. У Гримо же пугало один раз использует дубинку против кота - но в той ситуации другие средства уже не помогли бы )) Еще был мультик "Похититель громоотводов" (1944), который сейчас уже смотрится скучновато.

1942 - Le Marchand de Notes (Продавец нот) - 00003.jpg

Les passagers de La Grande Ourse.1943.WEBRip.avi - 00005.jpg

Les passagers de La Grande Ourse.1943.WEBRip.avi - 00006.jpg

1943 - Пугало - 00002.jpg

1943 - Пугало - 00008.jpg

1944 - Le Voleur de Paratonnerres (Похититель громоотводов) - 00002.jpg

3. конец 40-х - начало 50-х

После войны начинается творческое сотрудничество Поля Гримо и Жака Превера (в качестве сценариста). Вместе они создают два мультика по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Графический стиль во многом остается похожим на диснеевский. В 1947 году выходит "Маленький солдат" - главный шедевр режиссера. По степени драматизма мультик не уступает лучшим кинолентам классического Голливуда. Сказочная история из жизни обитателей магазина игрушек дополняется аллюзиями на недавние трагические события: главного героя - игрушечного акробата - призывают на войну в самый неподходящий момент, во время зарождения высоких чувств к кукле с соседнего прилавка. Далее мы видим разрушенные здания, как будто после бомбежек. Последняя драматическая сцена на льдине напоминает известную сцену из "Титаника".

1947 - Маленький солдат - 00008.jpg

1947 - Маленький солдат - 00011.jpg

В 1952 году появляется полнометражка "Пастушка и Трубочист", которая, несмотря на успех на кинофестивалях, получила трудную судьбу. Но это отдельная история... К 1980-у году мультфильм был переделан и превращен в "Короля и птицу".

4. 1970-е годы

Около двух десятилетий Поль Гримо не делал мультфильмы - занимался продюссерской работой на своей студии "Les films Paul Grimault". Там выпускались документальные и игровые фильмы. 1970-е годы - странный и малоизвестный период в творчестве Гримо, когда режиссер достаточно серьезно поменял свой графический стиль, сделал его более "авторским", и выпустил несколько мультиков по сценариям Жака Превера, в духе черного юмора и с философским подтекстом. Что-то изменилось в мировоззрении аниматора в то время, но с чем это связано - информации я не нашел. Могу предположить, что обращение к мрачным темам связано с возрастающим вниманием общественности к глобальным проблемам. В мультиках есть сквозной персонаж - престарелый вампирчик (профессор Savantas), который, с одной стороны, творит жуткие вещи, с другой стороны, вызывает у зрителя симпатию. Возможно, это alter ego режиссера, в котором таким вот образом проявляется самоирония.

"Бриллиант" - авантюрная комедия, в которой профессор на причудливом летательном аппарате добирается до острова с туземцами-хнарителями огромного бриллианта. Профессор крадет сокровище и с грехом пополам выбирается с острова. Возможно, главный герой символизирует капиталистов (а в следующем мультике мы узнаем, что он очень богат), эксплуатирующих богатства развивающихся стран.

1970 - Бриллиант - 00001.jpg

1970 - Бриллиант - 00004.jpg

В фильме "Пес-меломан" мы видим профессора в домашней обстановке. По сюжету мы узнаем, что у него есть огромная фабрика и волшебная скрипка, представляющая собой оружие массового поражения. Профессор пополняет свои накопления во время войн, помогая обеим сторонам по очереди уничтожать противника. Думаю, намеки на реальные ситуации в геополитической сфере здесь так и напрашиваются. А причем здесь пес-меломан? Однажды собачка крадет скрипку, и страшное оружие становится неуправляемым, погружая мир в постапокалиптический хаос. Свои предостережения по поводу возможной Третьей Мировой Поль Гримо выражает очень доступно.





Вот таким был творческий путь французского аниматора, который сумел пережить одну мировую войну без остановки мультпроизводства, а в старости всерьез обеспокоился по поводу еще одной возможной мировой войны.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments