altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Игорь Ковалёв. "Анимация - моя игрушка"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №37

В конце 1970-х венгерский мультипликатор Габор Чупо переезжает в США вместе с женой Арлин Класки. Класки... Чупо... Эти причудливые фамилии в 2000-е каждый день звучали на телеканалах, транслировавших суперсупешные детские мультсериалы "Ох уж эти детки!" и "Реальные монстры". В 1980-е создатели студии "Klasky Csupo" решили сформировать новый анимационный стиль для популярных мульсериалов, отличный от поднадоевшей диснеевщины и от того, что делали, например, на Hanna-Barbera, где в свое время трудился Габор Чупо. В качестве мощного креативного инструмента для создания нового стиля была сформирована команда молодых восточноевропейских художников-аниматоров, в которую входили бывшие сотрудники студии "Пилот" во главе с одним из основателей этой студии Игорем Ковалевым.



Судьбоносная встреча Игоря Ковалёва с Габором Чупо случилась в 1990-м году, а в 1991-м российский аниматор переезжает в Голливуд. Отмотаем пленку на 15 лет назад. В 1970-е состоялась еще одна судьбоносная встреча, очень сильно повлиявшая на историю российской мультипликации. В Киеве знакомятся Игорь Ковалев и Александр Татарский - очень не похожие личности, отлично дополняющие друг друга. Вместе работают на студии "Киевнаучфильм" и делают подпольный мультик "Кстати о птичках" (1974), который, к сожалению, полностью нигде нельзя посмотреть.



Затем вместе переезжают в Москву, вместе делают культовую "Пластилиновую ворону". Уникальный творческий союз становится всё более востребованным. Подробнее об этом периоде см. в заметке об Александре Татарском. В 1986 году выходит абсурдный мульт-детектив "Следствие ведут Колобки", графический стиль которого принадлежит Ковалёву.



Возвращаемся к Габору Чупо, который в то время как раз искал что-то новое и свежее в комедийной анимации. И вот оно - "Колобки"! В 1990-м году Игорь Ковалев едет в США по приглашению Диснеевской студии, но его перехватывает Габор Чупо и зовет в свою студию. Окончательный переезд произойдет позже. Ковалев уже в качестве сотрудника Klasky Csupo успел поучаствовать в создании первых сезонов "Симпсонов", а главными проектами стали вышеупомянутые сериалы "Ох уж эти детки!" и "Реальные монстры".





Мне кажется, можно заметить определенное графическое сходство с "Колобками". Все эти сериалы - лишь одно из направлений творчества Игоря Ковалёва и не самое главное. Перед приходом на Klasky Csupo аниматор взял обещание у Габора Чупо, что тот позволит ему иногда делать свои авторские мультфильмы. Собственно и переезд сразу не состоялся из-за того, что Ковалёв не успел завершить один из своих первых авторских фильмов на студии "Пилот". Всего на "Пилоте" он сделал в качестве самостоятельного режиссера два мультфильма, которые сразу заявили о восхождении новой звезды в сфере авторской анимации - "Его жена курица" (1990) и "Андрей Свислоцкий" (1992).

1990 - Его жена курица.JPG

1991 - Андрей Свислоцкий.JPG

"Его жена курица" - самый понятный из всех авторских мультфильмов Ковалева. Фильм получил "гран-при" на престижном мультфестивале в Оттаве, и это сыграло важную роль в приглашении режиссера в Америку. Сюжет в м/ф "Его жена курица" считывается достаточно тяжело, графический стиль, созданный под влиянием шизофренической анимации эстонца Прийта Пярна, может вызвать отвращение у любителей традиционной анимации, кроме того в атмосфере мультфильма чувствуются специфические черты перестроечного кино - депрессивность, подавленность бытовухой, шизофреничность. Если замысел "Его жена курица" можно как-то прочувствовать в контексте постперестроечной эпохи, то следующие работы Ковалева рациональному понимаю не поддаются вообще. Таковым является и "Андрей Свислоцкий", названный почему-то в честь художника-мультипликатора студии "Пилот", вместе с Ковалевым переехавшим в США для работы на Klasky Csupo. Намек на понимание сути происходящего дает примечание в конце: "Все это случилось в тридцати километрах от города Киева в поселке Буча. Я был единственным свидетелем этой истории. Андрей Свислоцкий".



В США Игорь Ковалев при финансовой поддержке Габора Чупо сделал три короткометражных мультфильма: "Птица в окне" (1996), "Летающий Нансен" (1999), "Ты - животное" (2004) (нет в доступе). Пересказывать сюжет нет смысла - стройной логики событий в этих фильмах нет изначально.

1996 - Птица в окне.JPG

1999 - Летающий Нансен.JPG

В середине 2000-х студия Чупо переживала сложные времена. Игорь Ковалев находит новых спонсоров для того, чтобы доделать "Молоко" (2005). В 2016 году Ковалёв представляет новый мультфильм "До любви", созданный при поддержке кинокомпании Тимура Бекмамбетова "Базелевс". Пока доступен только тизер.

2005 - Молоко.JPG

2016 - До любви.jpg

Авторские работы Игоря Ковалёва - это в чистом виде фестивальная анимация, анимационный арт-хаус для эстетов. Такие вещи не стоит советовать для просмотра, но надо понимать, что в мире много ценителей такой анимации, в том числе, среди авторитетных жюри фестивалей. Среди же любителей "понятной" анимации в отзывах преобладают выражения типа "шизоидная муть". Игорь Адольфович добился уникального положения, которому позавидует любой представитель авторской анимации - возможность творить что угодно за чужие средства. Но мы не можем обвинять аниматора в том, что он навязывает нам что-то непонятное и недоступное для восприятия. Игорь Ковалев честно заявляет в интервью, что он не думает о зрителях, делает фильмы только для себя, что сюжет - это скучно и неинтересно. "Это моя игра и я в нее играю". Ковалев - это художник со своим взглядом на искусство. "Моя теория - если ты понимаешь искусство, это не является искусством. Искусство надо чувствовать". Мультфильмы Ковалева действительно нужно чувствовать - рациональному пониманию они не поддаются. Такая анимация тоже нужна - она расширяет рамки нашего восприятия, заставляет перебороть неприятие и, может быть, увидеть скрытые прежде связи между окружающими нас предметами.

02. Игорь Ковалёв.avi - 00003.jpg

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments