altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Боривой Довникович. Еще одна звезда Загребской школы

Мастера короткометражной анимации, выпуск №36

С "Загребской школой" мы так просто не разделаемся. Сегодня расскажу еще об одном классике хорватской анимации - Боривое Довниковиче, или просто БорДо.



Довникович - один из участников тусовки вокруг культового сатирического журнала "Керемпух", где он в 1950-е годы работал карикатуристом (карикатурный стиль в будущем станет характерной чертой его мультфильмов). Потом пошел работать художником-мультипликатором на студию "Загреб-фильм", для которой тогда начинался "золотой век". Однако лучшие свои самостоятельные режиссерские работы Бордо сделал, когда "золотой век" был уже позади. Тем не менее в анимации Довниковича можно увидеть большинство стилистических особенностей Загребской школы (подробнее здесь). Вкратце они выглядят так:
- достаточно примитивный рисунок, особенно если сравнивать с ярким и насыщенным реалистичными деталями диснеевским стилем
- плоское пространство, отсутствие 3D-эффекта (хотя у Бордо есть исключения)
- высокая плотность динамики на каждую секунду хронометража
- отказ от диалогов, закадрового голоса
- чрезвычайная важность звукового сопровождения: музыка, шумы, звуковые подражания голосам.

Когда мы говорили о Вукотиче, мы отмечали противопоставление острых углов и прямых линий загребского стиля округлым формам и кривым линиям диснеевского стиля. Боривой Довникович хоть и является представителем Загребской школы, идет немного своим путем. Его анимация на один шаг ближе к диснеевской - все-таки в детстве он восхищался мультфильмами Диснея, вырос на них. Персонажи Довниковича гротескны, как у Вукотича, но нарисованы они с преобладанием кривых линий. Вместо ярко выраженной сатиры - абсурдный юмор. Вообще, стиль Бордо гораздо ближе к советской анимации 60-70-х годов, которая соединился в себе лучшее из всех стилей. И неслучайно, что один из своих мультиков он сделал именно на Союзмультфильме.

Бордо - мастер раскрытия характеров персонажей - для этого достаточно буквально одной секунды. Когда мы смотрим мультики Довниковича, эмоциональный образ его персонажей у нас возникает почти мгновенно. "Меня интересуют прежде всего характеры", - говорил Боривой в интервью в 1075 году. Еще Бордо - мастер парадоксов, это его главная сюжетная "фишка". Непредсказуемый сюжет, неожиданная развязка, гениальные сюжетные находки, насыщенная динамика, юмор - всё это обеспечивает Бордо статус выдающегося мастера короткометражной анимации.

Сейчас в доступе можно найти большинство мультфильмов Боривоя Довниковича (на Youtube).

1965 - Церемония
Короткая юмористическая зарисовка с одним из самых потрясающих твистов в истории анимации.



1966 - Любопытство
Несмотря на примитивный рисунок (упрощенное карикатурное изображение персонажей, простейший одноцветный фон), Довникович выдерживает высокий уровень саспенса, базирующегося на вопросе: что же находится в том пакете? Великолепный прием заигрывания со зрителем: аниматор показывает с десяток любопытных персонажей, заглядывающих в пакет, однако его содержимое нам не показывается. Зрителю так и хочется подойти к экрану и тоже заглянуть туда. В конце все-таки мы узнаем - что ТАМ?



1968 - Крек
Комедия, показывающая бессмысленность и абсурдность любой системы подчинения (в данном случае - армии). В мультфильме здорово чередуются бледные сцены армейского быта и яркие фантазии главного героя.





1969 - Странная птица
М/ф сделан совместно с советскими аниматорами (художник - Вячеслав Котёночкин, один из создателей "Ну, погоди!"). Мультик получился в духе советской анимации, от загребского стиля он отличается хотя бы тем, что в нем присутствует эффект объемности. Да и птички больше похожи на реальных птиц, чем на антианатомичные угловатые существа в духе Загребской школы. Сюжет "Странной птицы" строится вокруг парадокса, которые так любит Бордо. У одной птички из яйца вылупляется... будильник.



1973 - Пассажир второго класса
Этот мультфильм напомнил мне творчество Ивана Максимова (возможно, есть и прямое влияние), у которого комичные сценки постоянно следуют одна за другой. "Пассажир второго класса" - это череда абсурдных и парадоксальных сценок, происходящих в поезде и за его пределами.



1978 - Школа ходьбы
Отличный пример мастерского имитирования голосов разными звуками. В мультфильме несколько очень разных по характеру персонажей, и для каждого Бордо нашел подходящие звуковые эффекты. Идея фильма проста - нужно быть самим собой, раскрывать свою индивидуальность и не поддаваться влиянию первых встречных.



1989 - Волнующая любовная история
Романтическая история о том, как двое влюбленных находят друг друга в огромном мире. Кстати, хороший пример двухмерности загребской анимации.



***
Боривой Довникович давно уже не делает мультфильмы, все-таки 85 лет уже... В 2002 году Бордо стал одним из героев цикла телепередач "Мир анимации или анимация мира".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments