altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Анатолий Петров. Эстетический шок

Мастера короткометражной анимации, выпуск №35

"Он нарушает законы мультипликации!" - говорили они. "Его мультфильмы - бессмысленный подвиг!" - говорили они. "Он опередил свое время", - говорят сейчас. Анатолий Алексеевич Петров - культовый советский режиссер мультпликационного кино, один из главных экспериментаторов советской анимации.



Фильмы Анатолия Петрова выбиваются из восприятия старых-добрых советских мультиков и оставляют противоречивые впечатления. Связано это с особенностями стиля Петрова, главной "фишкой" которого был гиперреализм. Почти с самого начала режиссерской карьеры его мультфильмы похожи на игровое кино. Особенно это касается персонажей, которые прорисовывались настолько реалистично, что их трудно отличить от живых актеров. "Он имел особый дар в одушевлении персонажей", - так писали про Петрова. Когда смотришь его мультфильмы, возникает ощущение, что на экране - игровое кино, только очень яркое и цветастое. Анатолий Петров привнес в рисованную анимацию эффект 3D - задолго до распространения компьютерной графики. Как он это делал - рассказать сложно: описания анимационных техник (например, "нанесение на целлулоид световых бликов и оттенков") будут понятны только специалистам. Очевидно, что из без того сложная, кропотливая работа аниматора в случае с Анатолием Петровым представляла собой мегатитанический труд. Каждый фильм - подвиг. А действительно, есть ли смысл в таких подвигах, если имя Анатолия Петрова и его работы сейчас известны лишь немногим любителям анимации?

Особое внимание Петров уделял человеческим персонажам и тщательно прорисовывал мимику и движения. В своей статье режиссер писал: "Рисованный фильм должен привлекать к созданию образа не только сюжетную и изобразительную характеристику персонажа, но и его пластическую характеристику, его движение" (из сборника С.В.Асенин "Мудрость вымысла").

1971 - Голубой метеорит


1973 - Чудо


1975 - И мама меня простит


1977 - Полигон


1986 - Геракл у Адмета


Но вернемся в начало пути. Анатолий Петров с первой режиссерской работой начал удивлять всех стилистическими экспериментами. "Учитель пения" (1968) - абсурдная зарисовка, выполненная в необычном стиле карандашного рисунка.



Затем произошло важное событие в советской анимации, в котором поучаствовал Анатолий Петров - создание альманаха "Веселая карусель". Этот проект стал своеобразным полигоном, на котором молодые аниматоры могли "обкатывать" необычные анимационные техники. Для "Веселой карусели" Петров сделал 5 коротких мультиков - все они имеют свой собственный стиль. Если не знать имя их создателя, сложно предположить, что это один и тот же человек. В визуальном плане из этого периода выделяются следующие работы:

1969 - Рассеянный Джованни (по сказке Джанни Родари)



1971 - Голубой метеорит (по стихотворению Романа Сефа)



Особенно впечатляют футуристические сцены в м/ф "Чудо" (1973, по стихотворению Романа Сефа).





В этих мультфильмах есть один относительный недостаток - визуальная часть подавляет содержание. Во всех этих работах идея очень простая, понятная любому ребенку. Кроме того, учитывая малый хронометраж, логично, что аниматор сполна воспользовался возможностью поэкспериментировать со стилями и выбрать из них основной. Творческие поиски продолжались примерно до середины 70-х. Следующие мультфильмы Петрова - "И мама меня простит" (1975) и "Полигон" (1977) - уже демонстрируют во всей красе фирменный гиперреалистичный стиль Анатолия Петрова.

1975 - И мама меня простит




1977 - Полигон




Если "И мама простит" все-таки больше напоминает мультик, то "Полигон" - это нечто странное. Представьте, что какой-нибудь режиссер решил сделать игровое кино - но не СНЯТЬ его на кинокамеру, как все нормальные режиссеры, а НАРИСОВАТЬ! Что и сделал Анатолий Петров. В персонажах легко узнаются звезды мирового кино. "Полигон", конечно, вызывает вопросы: зачем так извращаться? Да, это выдающийся эксперимент и в какой-то степени успешный ("Полигон" является самым известным мультфильмом Петрова). Но вот лично я не могу с уверенностью сказать, что мне нравится такой стиль.

Анатолий Алексеевич на этом не остановился. Одержимый идеей совершить революцию в мультипликации, режиссер берется за цикл фильмов по древнегреческим мифам. Более пяти лет шла работа над "Гераклом у Адмета" (1986). То, что получилось у Петрова, поражает сверхвыразительностью персонажей, реалистичностью окружающей природы и эффектом объемности как в игровом кино. Напомню, что всё это делалось без компьютерной графики, которая значительно упростила бы создание подобной анимации.





Анатолий Петров не случайно обращается к античной культуре. Выше я приводил цитату про пластичность, и именно это качество особенно ярко проявляется в древнегреческих рисунках и скульптурах. 5 последних фильмов Петрова - это по сути синтез трех видов искусства: античного изобразительного искусства, кино и анимации. Просмотр древнегреческих мультфильмов Анатолия Петрова вызывает эстетический шок. "Геракл у Адмета" - первый в цикле - впечатляет реалистичностью движений и мимики персонажей (например, в финальной сцене танца Геракла), следующие четыре шокируют реалистичным эротизмом. Эти четыре фильм можно назвать тетралогией о похождениях бога любви Эрота (он же Амур). Режиссер переносит из древнегреческих произведений искусства обнаженные тела, показывает с их участием откровенные эпизоды из мифов. Ни в коем случае нельзя назвать эти фильмы похабными или развратными, ведь в первоисточниках всё так и было. Анатолий Петров лишь усилил выразительность древних образов с помощью своих уникальных анимационных наработок.

1989 - Рождение Эрота


1990 - Дафна


1992 - Нимфа Салмака


1995 - Полифем, Акид и Галатея


Перестроечный финансовый кризис, к сожалению, повлиял на творческую карьеру Анатолия Петрова. Последние работы при своем исключительном художественном качестве оставляют ощущение недоделанности - как будто не хватало средств для полного завершения работы. Фильмы Петрова для того времени, наверное, были неоправданно дорогими. Очень скоро мир анимации захватит компьютерная 3D-графика, и метод Петрова устареет. Революции в мультипликации у нашего режиссера не получилось, а чересчур сложный стиль Анатолия Петрова оказался тупиковым. Никто, кроме него самого, не сможет сделать что-то похожее. В истории анимации немало подобных примеров, когда уникальный анимационный стиль невозможно было вывести на уровень мирового распространения из-за чрезмерной сложности - см. Владислав Старевич.

Последние годы Анатолий Петров преподавал анимацию, несколько лет назад было издано его учебное пособие "Классическая анимация. Нарисованное движение".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments