altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Non-fiction: три книги Светланы Алексиевич

В прошлом году об этой белорусской писательнице много говорили в связи с присуждением ей Нобелевской премии по литературе. В этом выпуске - три книги, которые относят к жанру документальной прозы. Написаны они с 1983 по 1997 годы и отражают самые тяжелые события в истории Советского союза.



Метод Светланы Алексиевич заключается в том, что она записывает рассказы свидетелей событий, с которыми она общается, как правило, в живую (иногда с помощью писем). Основная часть текстов - это записанная речь людей. Что рассказал человек автору - то мы и читаем в книге, без каких-либо цензурных правок. От автора в книге - только предисловия. Казалось бы, простейший метод - записывай на диктофон, потом расшифруй, собери полученный материал - и книга готова. Однако читателю не объясняется, что писательнице нужно войти в доверие человека, испытавшего страшные потрясения. Вспоминать о жутких событиях мало кому приятно... Светлана Алексиевич проводит со своими собеседниками своего рода психологическую (иногда даже психотерапевтическую) работу - в результате человек открывает душу и хоть немного снимает свою душевную боль в процессе монолога. Так что за каждой книгой стоит огромная душевная работа автора, не говоря уже о необходимости обработать "гигабайты" материала.

Книги Светланы Алексиевич - это концентрация смерти и боли. Понятно, что впечатлительный читатель должен трижды подумать прежде, чем браться за чтение. Эти книги реально вправляют мозги и меняют мировоззрение - при условии вашего погружения в материал. Судя по отзывам, у многих возникает отторжение, проявляющее в форме высказываний типа "этого не может быть!", "это неправда!" и т. д. Автор вскрывает самые больные раны (пост)советского общества и выносит наружу неприглядную, неприятную, страшную правду о событиях.

Важно также пояснить, что книги Алексиевич - это не исторические или социологические исследования. Писательница не работает с архивами, документами, научными работами. Ее источник - это реальные люди. Никому не известные, простые люди. Да, у каждого из них своя правда, кто-то может что-то преувеличить, перепутать, забыть. Поэтому не ждите от книг некой "научной правды". Кроме того она далека от "официальной правды", общепринятых взглядов на исторические события и процессы. В книгах вы не найдете ни одного авторского вывода: что правильно и что неправильно, как надо было поступить тогда-то, кто виноват и т.д. Некоторые размышления автора можно найти в предисловиях, и это, пожалуй, не самое лучшее, что есть в книгах.

У войны не женское лицо (1983)



Тема: Великая Отечественная война глазами женщин. Светлана Алексиевич публикует рассказы участниц войны, среди которых - награжденные медалями, орденами снайперши, летчицы, партизанки и скромные санитарки, прачки, почтальонки. Рассказы женщин, побывавших на войне, переворачивают общепринятые представления об этом событии, в которых преобладают такие "мужские" категории, как героизм, подвиг, защита Родины, свои/чужие. Женский взгляд на войну гораздо приземленнее, женщины больше внимания уделяют бытовым вещам, повседневным мелочам. "Мужской" героический пафос в их рассказах превращается в абсурд. Удивительным образом через женские монологи прослеживается более жуткая правда о войне, чем в самых страшных военных кинофильмах. Книгу долго не хотели публиковать по понятным причинам - она разрушает все официальные стереотипы о великой войне. Которая оказывается не такая уж и "великая"... В книге много натурализма, кровавых подробностей военных действий и прифронтового быта.

Оценка: 9/10

Зачарованные смертью (1993)



Тема: самоубийство. Книга состоит из рассказов несостоявшихся самоубийц, а также друзей и родственников тех, кто все-таки лишил себя жизни. Все трагические события происходили в конце 80-х - начале 90-х, когда в стране случился социально-политический кризис. А в рамках жизни отдельно взятого человека это еще и мировоззренческий кризис. Многие с ним не справились (автор дает справку о том, что в те годы значительно выросло количество самоубийств и их попыток). Большинство героев книги - это идеалисты, верившие в коммунистические идеи, и когда общество стало переходить на капиталистические рельсы, а главной ценностью стали деньги (вместо счастливого будущего), в психике этих людей что-то сломалось. Другие жертвы, представленные в книге, не были коммунистами, но так или иначе они пострадали из-за давления системы (например, есть очень сильный рассказ женщины, которая провела детство в лагере для репрессированных). Через все эти наполненные болью и страхом свидетельства прослеживается масштабная операция по зомбированию населения на государственном уровне в 30-50-е годы, когда в головы людям вбивался определенный образ мышления. По сути, это книга о жертвах этого зомбирования. Книга не такая натуралистичная, как предыдущая - она, скорее, депрессивная. В книге "У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич "окунает" нас в мир смерти через "животные" подробности, здесь она делает то же самое через описание тяжелых депрессивных состояний.

Оценка: 8/10

Чернобыльская молитва (1997)



Тема: авария на ЧАЭС. Автор сразу прибивает читателя к стенке, начиная книгу с натуралистичного описания умирания ликвидатора от лучевой болезни. Сопровождается оно эмоциональным монологом жены ликвидатора, от которого хочется выть. Последующие рассказы только усиливают ощущение безнадежности и добавляют новые жуткие подробности. В книге мы читаем рассказы местных деревенских жителей, водителей, учительниц, чиновников, родственников ликвидаторов, полусумасшедших странников... По концентрации душевной боли книга обгоняет другие две вместе взятые. "Чернобыльская молитва" - это НЕ журналистское или историческое расследование. Используя свой фирменный метод, Светлана Алексиевич выходит на важнейшую проблему, которая в книге формулируется как "катастрофа российской ментальности". Чернобыльская авария - логичное завершение процессов, которые происходили в советском обществе. Авария - символ развала - не только государства, но и коллективного мировоззрения. Несмотря на то, что событие произошло относительно давно и СССР давно уже нет, книга дает понимание: кто мы такие и в какой стране вообще мы живем.

Оценка: 10/10

***
Прочитав книги, я поискал отзывы, которых оказалось предостаточно, в том числе и здесь в ЖЖ. И я могу сказать, что я в шоке от того потока грязи, который выливается на "одиозного автора" Светлану Алексиевич. Конечно, хочется разобраться, с чем это связано. Вдруг я что-то неправильно понял, и книги Алексиевич на самом деле неправильные и вредные. Однако конструктивной критики я не увидел вообще нигде. Кто-то предъявляет претензии к фактическим неточностям (например, в хронологии чернобыльской аварии), но, как мы уже выяснили, книги не претендуют на научную точность. Их цель и ценность - в другом. Полагаю, что нелюбовь к писательнице обусловлена ее якобы "русофобством". Действительно, все ее книги показывают СССР и Россию в крайне неприглядном виде. Много говорят о "неправильных" политических взглядах Алексиевич. Примешивание политики - на мой взгляд, один из самых низких приемов в критике. В общем, все эти аргументы я не могу воспринимать всерьез. Может быть, кто-нибудь поделится своим мнением о книгах - хорошие они или вредные? Давайте попробуем разобраться.
Tags: non-fiction
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments