altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ефим Гамбург. Незаметный хулиган советской анимации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №33

Давайте прикинем: участник Великой Отечественной, член КПСС приходит в анимацию - какие мультики он будет снимать? Наверное, что-нибудь нравоучительное, патриотическое, идеологически выдержанное. У Ефима Гамбурга (а речь уже идет о нём) есть и такие мультфильмы, однако в большинстве работ мы с удивлением обнаружим хулиганские, бунтарские черты. Впрочем, для советской мультипликации, как мы уже знаем, это обычное дело. Ефим Абрамович прославился мультфильмами-пародиями на западные произведения кино и литературы. Его пародии по идее должны были высмеивать пороки буржуазного общества, но у Гамбурга получилась, скорее, реклама западной культуры, яркая и притягательная. В других его фильмах можно проследить противоречивые с точки зрения официальной идеологии мотивы самоутверждения индивидуальности и борьбы с системой. Наконец, стилистика некоторых работ вполне европейская. Конечно, Ефим Гамбург - не самый значимый представитель советской авторской анимации, были у нас авторы более "глубокие" и более безумные. У Ефима Абрамовича мы можем лишь несколько работ назвать шедеврами (на мой взгляд, их два), остальные в целом - чуть выше среднего уровня.



Режиссер Ефим Гамбург - не из тех, кто в одиночку разрабатывает художественную концепцию мультфильма. Главная задача режиссера мультипликации - организационная: объединить людей в команду, заразить их идеей. В этом Гамбург похож на Гарри Бардина, оба перепробовали множество стилей. Когда мы говорим о шедеврах Ефима Гамбурга, необходимо отметить вклад художников, благодаря которым богатая фильмография режиссера получилась столь разнообразной с точки зрения стилей и жанров. Начнем с самых стилистически интересных мультфильмов:
- "Фантик" (1975) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): тонкие цветные линии на черном фоне.



- "Внимание, волки!" (1970) (художники - Юло-Ильмар Соостер, Эдуард Назаров): мрачные рисунки эстонского художника-графика Соостера.



- "Край, в котором ты живешь" (1972) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): детские рисунки.



- "Голубой щенок" (1976) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): кляксы цветной тушью.



- "Ограбление по..." (1978) (художники-постановщики - Даниил Менделевич, Игорь Макаров): гротескная пародия киножанров.



- "Пёс в сапогах" (1981) (художники-постановщики - Николай Ерыкалов, Игорь Макаров): классический "диснеевский" стиль.



- "Парадоксы в стиле рок" (1982) (художник-постановщик - Игорь Макаров): поп-арт, рекламный стиль, элементы компьютерной графики.



- "Эксперимент" (1988) (художник-постановщик - Николай Кошкин): карикатурный стиль.



В жанрах Ефим Гамбург также себя не ограничивал:
- политический антифашисткий памфлет ("Внимание, волки!")
- детские нравоучительные истории ("Что такое хорошо и что такое плохо", "Происхождение вида" и др)
- патриотическая поэма ("Край, в котором ты живешь")
- антиутопия ("Эксперимент")
- экранизация классики ("Ромео и Джульетта")
- сатирические зарисовки ("Контакты... Конфликты..." по рассказам Жванецкого).

Но самые интересные мультфильмы Гамбурга можно отнести к двум жанрово-идейным группам - истории самоутверждения индивидуальности и пародии - каждую из них венчает один из двух шедевров режиссера.

1. Истории самоутверждения индивидуальности: "Слоненок" (1967), "Фантик" (1975), "Голубой щенок" (1976).
В этих детских мультиках режиссер учит своих маленьких зрителей быть собой и развивать свои таланты, если социум того не поощряет. В противовес нравоучительным "Что такое хорошо и что такое плохо", "Край, в котором ты живёшь", "Песня о дружбе" Ефим Гамбург создает немного хулиганские мультики про слонов - "Слоненок" и "Фантик". В первом персонаж, уставший от тумаков "дядек" и "тёток", отправляется в дальние края и обретает "сверхспособность" в виде длинного хобота. Теперь слоненок сам может раздавать тумаки своим обидчикам.



Во втором мультике мы опять же видим историю личностного роста вопреки общепринятым нормам: миниатюрный слоненок Фантик превращается в могучего Элефанта, который без труда расправляется с недоброжелателями.



Примечательно, что истории борьбы неокрепшей личности с системой Ефим Гамбург показывает с помощью персонажей-животных. Очевидно, что для детского восприятия это более эффективный вариант, чем морализаторство с участием человеческих персонажей. В общем, Ефим Абрамович сделал всё очень мудро: отдал дань советской идеологии посредством качественных, но проходных фильмов, а потом похулиганил с "безобидными" мультяшками из животного мира. Есть исключение - малоизвестный мультик "Летний отдых детей" из сборника "Только для взрослых": здесь хулиганят взрослые, вызволяющие своих деток их детского сада "Ну, погоди" в связи с якобы недостаточным кормлением.

Венчает эту группу культовый "Голубой щенок", чей изначальный замысел со временем было жестоко искажен. В любом обсуждении этого прекрасного мультика в Сети мы встретим специфический контекст, а кое-где даже выступают умники, утверждающие, что Гамбург изначально создавал "Голубого щенка" как гимн нетрадиционной сексуальной ориентации. Якобы в сюжете что-то такое прослеживается... На мой взгляд, это полный бред. "Голубой щенок" - в какой-то степени программное произведение режиссера, раскрывающее его любимую тему - самоутверждение беззащитного существа за счет доброты и веры в себя. В создании фильма принимали участия известные актеры (для озвучивания), композитор Гладков, автор песни Энтин, выдающийся оператор Друян и т.д. Песня Кота и Пирата - оттуда.



2. Пародии: "Шпионские страсти", "Пес в сапогах", "Хорошо забытое старое", "Ограбление по...".
Любимый жанр Гамбурга - это пародии. "Меня удивляло, почему в мировой мультипликации их так мало, а в советской нет", - говорил режиссер. Первая мульт-пародия появилась в 1967 году - это почему-то черно-белый м/ф "Шпионские страсти". Здесь пародируются штампы зарубежных и советских шпионских детективов, причем атрибуты и персонажи западной шпионской сети выглядят интереснее отечественных аналогов. Немецкий шпион, хоть и проигрывает по сюжету шпионскую игру, выглядит намного харизматичнее хмурого советского разведчика, похожего на столб.



Спустя 10 лет Ефим Гамбург развивает тему и создает свой главный шедевр - "Ограбление по...", в котором пародируются криминально-авантюрные кинофильмы про грабителей из США, Франции, Италии, СССР. Все четыре эпизода нарисованы в разных стилях, в персонажах узнаются звезды мирового и советского кино: Марлон Брандо, Жан Габен, София Лорен, Савелий Крамаров и др. Важнейшее достоинство этого мультфильма - в том, что западная жизнь показывается без высмеивания, без противопоставления "ущербных буржуев" и "правильных наших". Это добрая пародия, сделанная с любовью к зарубежному кино и с уважением к западному образу жизни.



Потом был очень успешный "Пес в сапогах" (1981) - необычная вариация истории о трех мушкетерах, а уже на рубеже веков Ефим Гамбург закрепляет свой талант аниматора-пародиста мультфильмом "Хорошо забытое старое" (2003, закончен после смерти режиссера). "Хорошо забытое старое" создано по мотивам фантастических произведений кино и литературы 20-го века. Здесь встречаются известные фантастические персонажи (профессор Доуль, доктор Гриффин, Фантомас), безумный сюжет обыгрывает сцены из боевиков и фантастических триллеров.



***
После развала СССР и кризиса на "Союзмультфильме" Ефим Гамбург создает студии "Гамбургский счет", "Ренешанс", делает "Ромео и Джульетту" для международного проекта "Шекспир: Великие комедии и трагедии". Работы, сделанные в 90-е, не так интересны. Единственное, на что можно обратить внимание - "Хорошо забытое старое", но и это далеко не шедевр. Лучшие времена Ефима Абрамовича совпали с лучшими временами "Союзмультфильма".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments