altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пересмотр Лукино Висконти

Все-таки пересмотры - важная и нужная вещь, особенно если речь идет о таких не самых простых для восприятия режиссерах, как Лукино Висконти. Для пересмотра я выбрал самые сложные его произведения, точнее, они несколько лет назад показались мне сложными, а теперь я с удивлением обнаружил, насколько у него всё просто. Нет, фильмы нельзя назвать простыми, хоть в них нет артхаусной заумности или интеллектуальных лабиринтов. В них очень много всего, много слоев - интересно, сколько необходимо пересмотров, чтобы исчерпать этот кинематографический источник...

Итак, несколько заметок по итогам пересмотров "Рокко и его братья", "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный". К другим фильмам я по разным причинам не стал обращаться.



Для начала несколько "фирменных фишек" Лукино Висконти - для тех, кому когда-нибудь предстоит открыть для себя этого режиссера.

1. Упадок семьи - любимая тема Висконти. "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный" - эпические полотна об увядании аристократического рода. Причины тому - глобальные социально-политические процессы, происходившие в Европе во второй половине 19 века - начале 20 века, и падение нравов в высших кругах вследствие инцестов, браков между двоюродными братьями и сестрами или между дальними родственниками. Висконти, пожалуй, лучше всех в кино раскрыл эту тему, причем сделал это красиво. Благодаря ему мы можем насладиться красотой трагического увядания рода. "Висконти наслаждался тлением странно-прекрасной жизни, где изничтожается изысканная красота и нежная материнская любовь", - пишет vergili. В более приземленном (и единственном черно-белом в этой компании) фильме "Рокко и его братья" мы видим распад семьи, вынужденной с юга Италии переехать в северный Милан. Здесь тоже есть красота, но она другая - черно-белая красота холодного, враждебного мегаполиса.

2. Самоубийство - логическое продолжение предыдущей темы. Часто Висконти завершал фильмы сценой самоубийства ("Гибель богов", "Людвиг", "Невинный"), в финале "Леопарда" казалось, что вот-вот это произойдет, последние кадры наполнены мрачным предчувствием трагедии. В "Рокко" старший из братьев Симоне не погибает, но весь фильм по сути занимается саморазрушением.

3. Намеки, скрытые и явные - их полно в каждом фильме Висконти. Может показаться, что Лукино Висконти - "закрытый" режиссер, в какой-то степени высокомерный, выдерживающий дистанцию от зрителя. Но нет, он постоянно заигрывает с нами, как правило, незаметно. Пересмотр как раз помогает увидеть эти заигрывания - намеки на резкие, порой аморальные идеи, которые нельзя высказать прямо - это нарушило бы интонацию фильма. Если присмотреться, можно почувствовать за внешней пафосностью действия иронию. Во многом благодаря такой многослойности 3-часовые киноленты Висконти смотрятся легко, на одном дыхании.

4. Длинный хронометраж не должен испугать потенциального зрителя Висконти - у режиссера он абсолютно оправдан. Вот, например "Леопард", о котором baron_wolf пишет: "«Леопард» принадлежит к редкой категории фильмов, которые должны длиться три часа, и ни минутой меньше". А после 4-часового "Людвига" два часа "Невинного" - вообще пустяки.

Теперь пару слов о каждом фильме.

"Рокко и его братья" (1960) - семейная драма о трагических последствиях столкновения двух итальянских менталитетов - импульсивного южного и продуманного северного.



"Леопард" (1963) - история последнего благородного представителя аристократического рода - таким нет места в новом мире.



"Гибель богов" (1969) - энциклопедия пороков на фоне прихода к власти нацистов.



"Обратное дифференцирование разума и человечности, инцест и безумие, отвращение, мерзость, испорченность, искусственные цветы, душно-сладкий запах венков увядания, гниения и тления..." (отсюда).

"Людвиг" (1972) - биографическая драма + исследование предпосылок зарождения нацизма задолго до 1930-х (вспоминается еще "Белая лента" Ханеке).



"Невинный" (1976) - хорошая иллюстрация того, о чем пишет известный ЖЖ-психолог evo-lutio: дефолты, фрустрации, "плюсы/минусы".



Мой ТОП-5 Лукино Висконти:
1. Смерть в Венеции
2. Людвиг
3. Гибель богов
4. Леопард
5. Рокко и его братья

Ну и ваши ТОПы с интересом изучим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments