altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пересмотр Лукино Висконти

Все-таки пересмотры - важная и нужная вещь, особенно если речь идет о таких не самых простых для восприятия режиссерах, как Лукино Висконти. Для пересмотра я выбрал самые сложные его произведения, точнее, они несколько лет назад показались мне сложными, а теперь я с удивлением обнаружил, насколько у него всё просто. Нет, фильмы нельзя назвать простыми, хоть в них нет артхаусной заумности или интеллектуальных лабиринтов. В них очень много всего, много слоев - интересно, сколько необходимо пересмотров, чтобы исчерпать этот кинематографический источник...

Итак, несколько заметок по итогам пересмотров "Рокко и его братья", "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный". К другим фильмам я по разным причинам не стал обращаться.



Для начала несколько "фирменных фишек" Лукино Висконти - для тех, кому когда-нибудь предстоит открыть для себя этого режиссера.

1. Упадок семьи - любимая тема Висконти. "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный" - эпические полотна об увядании аристократического рода. Причины тому - глобальные социально-политические процессы, происходившие в Европе во второй половине 19 века - начале 20 века, и падение нравов в высших кругах вследствие инцестов, браков между двоюродными братьями и сестрами или между дальними родственниками. Висконти, пожалуй, лучше всех в кино раскрыл эту тему, причем сделал это красиво. Благодаря ему мы можем насладиться красотой трагического увядания рода. "Висконти наслаждался тлением странно-прекрасной жизни, где изничтожается изысканная красота и нежная материнская любовь", - пишет vergili. В более приземленном (и единственном черно-белом в этой компании) фильме "Рокко и его братья" мы видим распад семьи, вынужденной с юга Италии переехать в северный Милан. Здесь тоже есть красота, но она другая - черно-белая красота холодного, враждебного мегаполиса.

2. Самоубийство - логическое продолжение предыдущей темы. Часто Висконти завершал фильмы сценой самоубийства ("Гибель богов", "Людвиг", "Невинный"), в финале "Леопарда" казалось, что вот-вот это произойдет, последние кадры наполнены мрачным предчувствием трагедии. В "Рокко" старший из братьев Симоне не погибает, но весь фильм по сути занимается саморазрушением.

3. Намеки, скрытые и явные - их полно в каждом фильме Висконти. Может показаться, что Лукино Висконти - "закрытый" режиссер, в какой-то степени высокомерный, выдерживающий дистанцию от зрителя. Но нет, он постоянно заигрывает с нами, как правило, незаметно. Пересмотр как раз помогает увидеть эти заигрывания - намеки на резкие, порой аморальные идеи, которые нельзя высказать прямо - это нарушило бы интонацию фильма. Если присмотреться, можно почувствовать за внешней пафосностью действия иронию. Во многом благодаря такой многослойности 3-часовые киноленты Висконти смотрятся легко, на одном дыхании.

4. Длинный хронометраж не должен испугать потенциального зрителя Висконти - у режиссера он абсолютно оправдан. Вот, например "Леопард", о котором baron_wolf пишет: "«Леопард» принадлежит к редкой категории фильмов, которые должны длиться три часа, и ни минутой меньше". А после 4-часового "Людвига" два часа "Невинного" - вообще пустяки.

Теперь пару слов о каждом фильме.

"Рокко и его братья" (1960) - семейная драма о трагических последствиях столкновения двух итальянских менталитетов - импульсивного южного и продуманного северного.



"Леопард" (1963) - история последнего благородного представителя аристократического рода - таким нет места в новом мире.



"Гибель богов" (1969) - энциклопедия пороков на фоне прихода к власти нацистов.



"Обратное дифференцирование разума и человечности, инцест и безумие, отвращение, мерзость, испорченность, искусственные цветы, душно-сладкий запах венков увядания, гниения и тления..." (отсюда).

"Людвиг" (1972) - биографическая драма + исследование предпосылок зарождения нацизма задолго до 1930-х (вспоминается еще "Белая лента" Ханеке).



"Невинный" (1976) - хорошая иллюстрация того, о чем пишет известный ЖЖ-психолог evo-lutio: дефолты, фрустрации, "плюсы/минусы".



Мой ТОП-5 Лукино Висконти:
1. Смерть в Венеции
2. Людвиг
3. Гибель богов
4. Леопард
5. Рокко и его братья

Ну и ваши ТОПы с интересом изучим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments