altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Эмиль Коль. Первый покоритель мультяшек.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №32

Любой серьезный разговор об анимации рано или поздно упирается в вопрос: а кто же был первым? Из-за того, что многие материалы не сохранились, сложно однозначно определить родоначальника того или иного вида анимации, кроме того идут споры о том, какая работа является первой анимационной с технической точки зрения. Эмиль Коль, у которого из нескольких сотен работ сохранилось лишь около 50, является одним из первых аниматоров в истории, а, может быть, и первым, хотя до него были эксперименты Эмиля Рейно и Сегундо де Шомона. Тем не менее за Колем на данный момент прочно закреплен статус "создатель графической анимации".



Сохранившиеся работы французского аниматора (в основном 1908-1911 годов) производят ошеломительное впечатление: в них есть ВСЁ, что мы видим в современной анимации до наступления эпохи компьютерной графики. Помимо рисунков Эмиль Коль "оживлял" куклы, предметы, плоские фигурки и даже людей с помощью покадровой съемки. Эмиль Коль вроде бы первый соединил в одном фильме игровые сцены с анимацией. Несмотря на примитивную по нашим меркам технику, анимацию Эмиля Коля никак нельзя назвать убогой: режиссер выжимал максимум из своих скромных возможностей, насыщая фильмы россыпью трюков, оригинальных находок, "магических" приемов. Его короткие мультики, созданные для парижских киностудий "Гомон" и "Пате", завораживают не хуже диснеевских "Микки Маусов". Можно сказать, Коль заложил фундамент для будущего развития анимации, не только популярной, но и авторской.

В исторических и справочных заметках говорится, что Эмиль Коль делал трюковые фильмы. Действительно, динамичные и эффектные переходы - главная "фирменная фишка" французского аниматора. Но при таком описании возникают нехорошие ассоциации с попсовостью, желанием угодить публике, заставить ее - как сейчас говорят - поугорать. Не всё так просто в анимации Коля: за внешней "попсовостью" можно увидеть интересные концепции, подобные тем, что спустя много лет проявятся у мастеров авторской анимации и даже игрового кинематографа. Дошедшее до нас наследие Эмиля Коля достойно внимания и изучения.

Первая графическая анимация

Первый в истории рисованный мультик "Фантасмагория" (1908) выглядел так:





Техника простейшая: Эмиль Коль вручную изготовил 2000 рисунков на картоне и сам их заснял. "Фантасмагория" оправдывает свое название и представляет собой череду забавных и абсурдных сценок без общего сюжета. Затем были сюжетные мультики со сквозным персонажем по имени Фантош. Примитивная рисовка напоминает карикатуры, а ведь Эмиль Коль много лет работал профессиональным карикатуристом. В дальнейшем он не ограничивается рисунками и часто обращается к плоским фигурам и к объемной анимации.

1908 - Драма Фантоша


1908 - Кошмар Фантоша


Анимация = магия

После первых простейших мультиков Эмиль Коль выходит на более серьезный уровень, объединяя в единое пространство реальный мир (съемки с живыми актерами) и некий скрытый от обывательских глаз мир (анимационные вставки). Здесь прослеживаются интересные концепции. В первой из них анимация подается как магическое действо, способное менять привычный окружающий мир, добавлять в него новые "волшебные" возможности. Все началось с "Магического обруча" (1908), в котором девочка - своего рода проводник между двумя мирами - с помощью того самого обруча "открывает окно" в параллельную анимационную реальность. Зритель, находясь по эту сторону, получает возможность наблюдать за удивительными явлениями по ту сторону. Идея о сосуществовании в одной Вселенной мира людей и мира анимированных объектов в будущем станет одной из ключевых у Яна Шванкмайера.





Тот же принцип реализуется в "Волшебных очках" (1909), с помощью которых обыватели открывают для себя удивительный мир постоянно изменяющихся причудливых образов. В "Превращениях" (1909) показывается некий магический аттракцион: за плату заинтересованный прохожий может понаблюдать за превращениями различных образов. Еще есть мультик "Le binettoscope" (1910), где мы видим непонятный прибор - бинеттоскоп, с аналогичным назначением.

1909 - Волшебные очки

(обратите внимание на мужчину в темных очках)



1909 - Превращения




Затем наблюдение сменяется активным взаимодействием: мультяшки и живые люди сливаются в единую сущность, персонаж в любой момент может приобретать мультяшную или обычную форму.

1909- Les générations comiques






1912 - Les métamorphoses comiques



Анимация = вторжение

Не всегда взаимодействие с "потусторонним" миром анимированных сущностей было комфортным для человека. Два мультфильма Эмиля Коля в комичной форме показывают стрессовые ситуации простых людей, вызванные наглым вторжением неугомонных мультяшек в спокойный человеческий мир. Сюжет "Соседей по дому" (1909) напоминает мистический триллер: за стеной происходит что-то странное, некая сила отчаянно хочет привлечь внимание обывателей. В стенке есть дырочка, если в нее посмотреть, то...





В м/ф "Песня об официанте" показана удивительная для того времени ситуация: мультяшки магическим образом проникают в сон человека! Официант заснул во время работы и в наказание получил дозу анимационного абсурда.







Анимация = микромир

Наигравшись в "магию", Эмиль Коль устанавливает четкую границу между мирами, теперь он не только маг-фокусник, но и исследователь, использующий анимацию как своеобразный "микроскоп" для наблюдения за микромиром ("Веселые микробы", 1909) или, например, за процессами, происходящими в животе индейца-людоеда ("Упрямый коммивояжер", 1910).

1909 - Весёлые микробы




1910 - Упрямый коммивояжер


Мультфильмы, в которых соединяются игровые и анимационные эпизоды, показывают, что Эмиль Коль, один из первых в мире получивший в руки уникальный инструмент - анимацию, стремится с его помощью не просто развлечь зрителя, но и расширить его кругозор, вовлечь зрителя в игру, спровоцировать его на нестандартное мышление. Мультфильмы Коля - это попытка расшевелить сознание сытого, ленивого обывателя. По сути это отражение благополучных социальных слоев Европы того времени, к которым аниматор явно не испытывал симпатии - неслучайно в его мультиках так много уродливых анимационных проекций живых людей. Вглядываясь в мультяшный мир с помощью какого-либо магического приспособления, обыватель видит свои пороки. Вот такой замечательный психологический прием использовал Эмиль Коль.

Анимированные энциклопедии

Интересны попытки Коля использовать анимацию в познавательных целях. В некоторых фильмах обнаруживается страсть аниматора к систематизации объектов, примерно как - вот уж неожиданнось - у Питера Гринуэя. Получаются своеобразные познавательно-развлекательные мульт-энциклопедии.

"12 подвигов Геракла" (1910): анимированные иллюстрации (техника перекладок) известного мифа, для каждого подвига - отдельный эпизодик.




"В дороге" (1910) - энциклопедия транспортных средств, сухопутных и морских. Первый объект - планета Земля, которая "транспортируется" вокруг солнца, потом - человек с транспортным средством в виде собственных ног и т.д.





"Музей уродцев" (1911), по названию всё понятно.





Еще есть "игровая" энциклопедия "Современное образование" (1909), без анимации. В фильме мы видим большой учебник, в котором актеры изображают известных персон.



***
Первая Мировая война спутала все карты французскому мультипликатору. Эмиль Коль с 1913 года мечется между разными кинокомпаниями по обе стороны Атлантики, переживает семейные трагедии (смерть дочки и жены). После войны продолжает делать мультики, но интерес к ним со стороны кинобизнеса падает. Большинство его работ того времени не сохранилось. Мировой экономический кризис окончательно добил художника, и последние годы Эмиль Коль доживал в приюте для бедных.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments