altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Эмиль Коль. Первый покоритель мультяшек.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №32

Любой серьезный разговор об анимации рано или поздно упирается в вопрос: а кто же был первым? Из-за того, что многие материалы не сохранились, сложно однозначно определить родоначальника того или иного вида анимации, кроме того идут споры о том, какая работа является первой анимационной с технической точки зрения. Эмиль Коль, у которого из нескольких сотен работ сохранилось лишь около 50, является одним из первых аниматоров в истории, а, может быть, и первым, хотя до него были эксперименты Эмиля Рейно и Сегундо де Шомона. Тем не менее за Колем на данный момент прочно закреплен статус "создатель графической анимации".



Сохранившиеся работы французского аниматора (в основном 1908-1911 годов) производят ошеломительное впечатление: в них есть ВСЁ, что мы видим в современной анимации до наступления эпохи компьютерной графики. Помимо рисунков Эмиль Коль "оживлял" куклы, предметы, плоские фигурки и даже людей с помощью покадровой съемки. Эмиль Коль вроде бы первый соединил в одном фильме игровые сцены с анимацией. Несмотря на примитивную по нашим меркам технику, анимацию Эмиля Коля никак нельзя назвать убогой: режиссер выжимал максимум из своих скромных возможностей, насыщая фильмы россыпью трюков, оригинальных находок, "магических" приемов. Его короткие мультики, созданные для парижских киностудий "Гомон" и "Пате", завораживают не хуже диснеевских "Микки Маусов". Можно сказать, Коль заложил фундамент для будущего развития анимации, не только популярной, но и авторской.

В исторических и справочных заметках говорится, что Эмиль Коль делал трюковые фильмы. Действительно, динамичные и эффектные переходы - главная "фирменная фишка" французского аниматора. Но при таком описании возникают нехорошие ассоциации с попсовостью, желанием угодить публике, заставить ее - как сейчас говорят - поугорать. Не всё так просто в анимации Коля: за внешней "попсовостью" можно увидеть интересные концепции, подобные тем, что спустя много лет проявятся у мастеров авторской анимации и даже игрового кинематографа. Дошедшее до нас наследие Эмиля Коля достойно внимания и изучения.

Первая графическая анимация

Первый в истории рисованный мультик "Фантасмагория" (1908) выглядел так:





Техника простейшая: Эмиль Коль вручную изготовил 2000 рисунков на картоне и сам их заснял. "Фантасмагория" оправдывает свое название и представляет собой череду забавных и абсурдных сценок без общего сюжета. Затем были сюжетные мультики со сквозным персонажем по имени Фантош. Примитивная рисовка напоминает карикатуры, а ведь Эмиль Коль много лет работал профессиональным карикатуристом. В дальнейшем он не ограничивается рисунками и часто обращается к плоским фигурам и к объемной анимации.

1908 - Драма Фантоша


1908 - Кошмар Фантоша


Анимация = магия

После первых простейших мультиков Эмиль Коль выходит на более серьезный уровень, объединяя в единое пространство реальный мир (съемки с живыми актерами) и некий скрытый от обывательских глаз мир (анимационные вставки). Здесь прослеживаются интересные концепции. В первой из них анимация подается как магическое действо, способное менять привычный окружающий мир, добавлять в него новые "волшебные" возможности. Все началось с "Магического обруча" (1908), в котором девочка - своего рода проводник между двумя мирами - с помощью того самого обруча "открывает окно" в параллельную анимационную реальность. Зритель, находясь по эту сторону, получает возможность наблюдать за удивительными явлениями по ту сторону. Идея о сосуществовании в одной Вселенной мира людей и мира анимированных объектов в будущем станет одной из ключевых у Яна Шванкмайера.





Тот же принцип реализуется в "Волшебных очках" (1909), с помощью которых обыватели открывают для себя удивительный мир постоянно изменяющихся причудливых образов. В "Превращениях" (1909) показывается некий магический аттракцион: за плату заинтересованный прохожий может понаблюдать за превращениями различных образов. Еще есть мультик "Le binettoscope" (1910), где мы видим непонятный прибор - бинеттоскоп, с аналогичным назначением.

1909 - Волшебные очки

(обратите внимание на мужчину в темных очках)



1909 - Превращения




Затем наблюдение сменяется активным взаимодействием: мультяшки и живые люди сливаются в единую сущность, персонаж в любой момент может приобретать мультяшную или обычную форму.

1909- Les générations comiques






1912 - Les métamorphoses comiques



Анимация = вторжение

Не всегда взаимодействие с "потусторонним" миром анимированных сущностей было комфортным для человека. Два мультфильма Эмиля Коля в комичной форме показывают стрессовые ситуации простых людей, вызванные наглым вторжением неугомонных мультяшек в спокойный человеческий мир. Сюжет "Соседей по дому" (1909) напоминает мистический триллер: за стеной происходит что-то странное, некая сила отчаянно хочет привлечь внимание обывателей. В стенке есть дырочка, если в нее посмотреть, то...





В м/ф "Песня об официанте" показана удивительная для того времени ситуация: мультяшки магическим образом проникают в сон человека! Официант заснул во время работы и в наказание получил дозу анимационного абсурда.







Анимация = микромир

Наигравшись в "магию", Эмиль Коль устанавливает четкую границу между мирами, теперь он не только маг-фокусник, но и исследователь, использующий анимацию как своеобразный "микроскоп" для наблюдения за микромиром ("Веселые микробы", 1909) или, например, за процессами, происходящими в животе индейца-людоеда ("Упрямый коммивояжер", 1910).

1909 - Весёлые микробы




1910 - Упрямый коммивояжер


Мультфильмы, в которых соединяются игровые и анимационные эпизоды, показывают, что Эмиль Коль, один из первых в мире получивший в руки уникальный инструмент - анимацию, стремится с его помощью не просто развлечь зрителя, но и расширить его кругозор, вовлечь зрителя в игру, спровоцировать его на нестандартное мышление. Мультфильмы Коля - это попытка расшевелить сознание сытого, ленивого обывателя. По сути это отражение благополучных социальных слоев Европы того времени, к которым аниматор явно не испытывал симпатии - неслучайно в его мультиках так много уродливых анимационных проекций живых людей. Вглядываясь в мультяшный мир с помощью какого-либо магического приспособления, обыватель видит свои пороки. Вот такой замечательный психологический прием использовал Эмиль Коль.

Анимированные энциклопедии

Интересны попытки Коля использовать анимацию в познавательных целях. В некоторых фильмах обнаруживается страсть аниматора к систематизации объектов, примерно как - вот уж неожиданнось - у Питера Гринуэя. Получаются своеобразные познавательно-развлекательные мульт-энциклопедии.

"12 подвигов Геракла" (1910): анимированные иллюстрации (техника перекладок) известного мифа, для каждого подвига - отдельный эпизодик.




"В дороге" (1910) - энциклопедия транспортных средств, сухопутных и морских. Первый объект - планета Земля, которая "транспортируется" вокруг солнца, потом - человек с транспортным средством в виде собственных ног и т.д.





"Музей уродцев" (1911), по названию всё понятно.





Еще есть "игровая" энциклопедия "Современное образование" (1909), без анимации. В фильме мы видим большой учебник, в котором актеры изображают известных персон.



***
Первая Мировая война спутала все карты французскому мультипликатору. Эмиль Коль с 1913 года мечется между разными кинокомпаниями по обе стороны Атлантики, переживает семейные трагедии (смерть дочки и жены). После войны продолжает делать мультики, но интерес к ним со стороны кинобизнеса падает. Большинство его работ того времени не сохранилось. Мировой экономический кризис окончательно добил художника, и последние годы Эмиль Коль доживал в приюте для бедных.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments