altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Энтони Лукас. "Тим Бёртон встречает Лотту Райнигер"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №30

Призрачный мир в духе произведений Эдгара По раскрывает перед нами австралийский аниматор Энтони Лукас. В его мультфильмах, как любят выражаться современные кинокритики, Тим Бертон встречает Лотте Райнигер. Работы Лукаса с элементами мистики и готики действительно напоминают бёртоновскую "вселенную" - "Сонная лощина", "Эдвард руки-ножницы", "Труп невесты"... А название одного из фильмов американского режиссера - "Мрачные тени" - можно использовать для краткого описания анимационного стиля Энтони Лукаса. Но кто такая Лотте Райнигер? - спросите вы.

Шарлотта Райнигер - изобретательница силуэтной анимации, в 1920-х годах прославилась полнометражным мультфильмом "Приключения принца Ахмеда". Последователем Лотты является как раз Энтони Лукас. Известна история о том, как Энтони случайно открыл для себя силуэтную анимацию: однажды во время работы над мультфильмом в студии погас свет - фигуры в темноте превратились в силуэты. Вот так художник нашел свой стиль и вскоре стал одним из самых интересных аниматоров начала 21 века.



В справочных материалах отмечается, что Лукас не испытывал влияния Райнигер - это логично, учитывая, что аниматор пришел к силуэтам случайно. Технически стили обоих аниматоров хоть и похожи, но по духу, по настроению они совершенно разные. Лотте делала в основном детские анимационные сказки, тогда как работы Лукаса - мрачные произведения для зрителей постарше. Вот как выглядит силуэтная анимация у Райнигер:



А вот кадр из фильма Лукаса:



Чувствуется разница.
Важно отметить, что Энтони Лукас - независимый аниматор, у него своя студия в Мельбурне - "Spindly Figures". Всего работ у него немного, чему основная причина - недостаток финансирования. В интернете можно найти длинный список нереализованных проектов, среди которых - анимационные версии "Терминатора", "Франкенштейна", "Падения дома Ашеров", "Метрополиса", "Мухи" и др. В фирменном стиле Лукаса это всё выглядело бы чрезвычайно удивительно и впечатляюще. Из реализованных проектов самым известным и самым лучшим является научно-фантастический 25-минутный фильм "Загадочные географические исследования Джаспера Морелло" (2005), соединяющий в себе стимпанк, сюрреализм, фантастические идеи в духе Жюля Верна.



Мультфильм принес мировую славу своему создателю и получил номинацию на "Оскар", но премию вместо реального шедевра получила какая-то ерунда - типичная для "Оскара" ситуация. "Загадочные исследования" - уникальный мультфильм с увлекательным сюжетом и ощущением пограничности. Энтони Лукас - мастер создания атмосферы не хуже братьев Квэй, и здесь он создает плотную атмосферу на границе живого / неживого, реального / нереального. В истории есть эпидемия чумы, борьба с природной стихией и с монстрами, поэтому в мультфильме много жертв, но их гибель воспринимается как нечто обыденное, нетрагическое. Грань между жизнью и смертью стирается - возникает ощущение, что все персонажи уже мертвы, а то, что мы видим - игры умирающего воображения.





Использование силуэтов - плоских черных фигурок без лиц, вечно окутанных туманом или дымом фабрик - усиливает ассоциацию с потусторонним миром. Кроме того Лукас по минимуму использует цвет - достаточно необычный прием для анимации. В "Загадочных исследованиях" мы видим изображение в бледных оттенках синего, коричневого, серого.



"Джаспер Морелло" хоть и относится к силуэтной анимации, фактически представляет собой смешанный стиль. К плоским силуэтам добавляются тщательно прорисованные "объемные" предметы, не обошлось и без 3D-графики.







Для меня это шедевр, в котором замечательно воссоздается специфическая атмосфера, продумана каждая деталь, имеется интересный сюжет с вариантами - это, кстати, еще один нереализованный проект Энтони Лукаса.

Остальные работы аниматора неплохи, но заметно уступают "Загадочным исследованиям". Один из ранних мультиков Энтони Лукаса "Страна теней" (1988) больше похож на эксперимент с темными фигурками-человечками и насекомыми. Очень мрачно и не очень интересно.





Еще один странный эксперимент, напоминающий "алхимические" опыты братьев Квэй - "Амфибия" (1991).





Мультфильм "Задерживая дыхание" (2002) - качественный образец мрачной силуэтной анимации. Сюжет и постапокалиптическая атмосфера навевают депрессию.





Еще один постапокалиптический фильм Энтони Лукаса - "Тонкий плод" (1999), неожиданно не силуэтный, а объемный. На первый взгляд это смешной мультик про забавное существо:



Но потом мы видим, где оно живет...



... и понимаем, что перед нами - последствия ядерного апокалипсиса, а существо - мутант, обреченный на скорую гибель. Затем происходят трагикомичные события. "Тонкий плод" - мрачный на самом деле мульт, было бы странно, если бы у Э.Лукаса было иначе.

***
Как мы уже поняли, Энтони Лукас в своих мультфильмах любит изображать те самые "мрачные тени", обитающие в пограничной плоскости между реальным и потустороннем мирами. Австралийский аниматор нашел свой стиль и успешно его воплотил, правда, в последнее время Энтони занимается чем угодно, только не анимацией: театральные постановки, выставки, инсталляции... Обидно, если оригинальная анимация Лукаса на этом закончится - идей хватило бы на десяток шедевров.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments