altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Рене Лалу. Режиссер с Топором

Мастера короткометражной анимации, выпуск №28

Рене Лалу хорошо знают любители фантастики. "Дикая планета", "Властелины", "Гандахар" - культовые фантастический мультфильмы о внеземных цивилизациях, с элементами антиутопии. Эти три полнометражных фильма 70-80-х годов сделали известным французского аниматора Рене Лалу, чьи короткометражные работы остаются в тени "гигантов", но сегодня мы восстановим справедливость.



В детстве Рене Лалу пережил влияние комиксов и американских мультиков Диснея, Т.Эйвери и др. Позже, обучаясь профессии художника, Лалу обращается к сюрреализму и фэнтэзи. Став аниматором, он соединил последние два компонента с яркими и насыщенными деталями рисунками, характерными для комиксов. От голливудского стиля почти ничего не осталось, и это не может не радовать. Если говорить о полнометражной анимации, то три вышеупомянутых фильма в свое время составляли какую-то конкуренцию голливудской продукции. Конечно, эту конкуренцию было невозможно выиграть, но локальная победа была одержана. Но вернемся к короткому метру.

Приход Рене Лалу в анимацию уникальный и удивительный. В 1956 году молодого художника позвали работать в психиатрическую клинику - заниматься с пациентами арт-терапией. Ну и Лалу придумал сделать с мультик на основе рисунков шизофреников. Мультфильм называется "Зубы обезьяны" (1960). В доступной версии фильма есть небольшая документальная вставка с рассказом о клинике и о том, как делался мультик.





"Зубы обезьяны" с большой натяжкой можно назвать мультфильмом. Это скорее экспериментальный арт-терапевтический фильм с использованием рисунков больных. Собственно анимации (т.е. "оживления" персонажей рисунков) совсем чуть-чуть. Сюжет вроде бы есть (история о стоматологе, ворующем у пациентов зубы), но чем дальше, тем сильнее он размывается, превращаясь в шизофренический поток образов. Тем не менее, мультик многим понравился - тогда это действительно было что-то необычное и впечатляющее. Вот так началась карьера аниматора.

Лалу и Топор
В середине 1960-х произошла встреча, предопределившая дальнейшие анимационные успехи Рене Лалу. Тогда во Франции жил Роланд Топор, известный художник-сюрреалист, а также писатель, сцерарист, по национальности - польский еврей. Подробнее о творческих достижениях Топора можно прочитать в посте alexander_pavl. Совместно Лалу и Топор сделали два короткометражных и один полнометражный фильм ("Мертвые времена", "Улитки", "Дикая планета") - и это лучшее из всей фильмографии француза (правда, в конце заметки я постараюсь оспорить это утверждение). Если разобраться, то почти всё в совместных фильмах сделал именно Роланд Топор - художник и сценарист. Есть мнение, что Лалу выполнял какие-то чисто технические функции, и в дальнейшем, работая уже без Топора, близко не приближался к их совместным творческим вершинам. sessil_b, один из немногих знатоков творчества Лалу в ЖЖ, написал: "В паре Лалу / Топор один гений, и это явно не Лалу".

1965 - Мертвые времена (другие варианты перевода - Простои, Время смерти).
По технике этот фильм похож на "Зубы обезьяны" - много рисунков, мало анимации. По сути это бессюжетная съемка серии мизантропических-сюрреалистических рисунков Роланда Топора. Есть редкие анимационные вставки, выполненные в технике перекладки. Фильм считается шедевром - но только за счет графики и концепции Топора.







1965 - Улитки
Вот это уже мультфильм в полном смысле этого слова, и снова Роланд Топор придумал концепцию, образы, сюжет. "Улитки" - сюрреалистический рассказ о монстрах, уничтожающих людей и место их обитания. Мизантропическая тема о том, что где-то во Вселенной есть существа, способные в любой момент уничтожить людей, является одной из любимых у Рене Лалу - это видно и по дальнейшим полнометражным фильмам. В "Улитках" эта тема подана с черным юмором, но дальше будет больше мрачности.



Затем Лалу и Топор создают "Дикую планету" - также в технике перекладки (плоские марионетки). В 1970-х сотрудничество заканчивается, Рене Лалу меняет технику - все последующие работы будут рисованными. Был ли это шаг назад - сложно сказать... Изображение не стало принципиально другим - разве что чуть более "популярным", более динамичным. Однако та же "Дикая планета", выполненная в технике перекладок, по яркости изображения, по выразительности образов не уступает любому рисованному фильму. Но по динамичности рисованная анимация всегда будет впереди - до появления компьютерной 3D-графики. "Властелины времени" и "Гандахар" не такие крутые, как "Дикая планета", но не менее зрелищные. Подробнее о полнометражных работах Рене Лалу можно прочитать в обзоре на портале "Мир фантастики".

1987 - Как Вэнг-Фу был спасен
Среди сюрреалистических и фантастических фильмов Рене Лалу затерялся главный короткометражный шедевр французского аниматора. Все-таки "Улитки", "Мертвые времена" - шедевры прежде всего Роланда Топора, роль Лалу там, как ни крути, второстепенная. Мультфильм "Как Вэнг-Фу был спасен" - восточная притча с элементами сюрреализма. Яркая рисованная техника здесь ближе к китайской живописи, нежели к диснеевскому стилю. Фильм кажется нетипичным для Лалу, ведь в нем нет внеземных монстров и космических кораблей, но по духу - это абсолютно подлинный Лалу: ощущение иррациональности происходящего, легкая мизантропичность (без ухода в человеконенавистничество), мечты о сверхспособностях. Ну и конечно, всё это очень красиво! "Вэнг-Фу" доказывает, что и без Топора режиссер может создавать красочные сюрреалистические шедевры - просто по-другому.









1988 - Пленница
Фантастика + сюрреализм, в лучших традициях Лалу. Будь "Пленница" полнометражной, она бы очень органично смотрелась бы в компании "Дикой планеты", "Властелинов времени" и "Гандахара".







Короткометражных работ у Рене Лалу, получается, совсем немного - 5 штук, но и этого наследия достаточно, чтобы называть Лалу ярким представителем короткометражной авторской анимации. Как минимум два фильма я советую посмотреть - "Улитки" и "Вэнг-Фу". Не обещаю, что понравятся, но впечатлят - это точно.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments