altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Разоблачая Джона Бурмена

Джон Бурмен - интересный британский режиссер, работавший на стыке мэйнстрима и авторского кино. Лучшее время для Бурмена - 70-е - начало 80-х. Перед тем, как я начал осваивать фильмографию режиссера, фамилия Бурмена звучала для меня заманчиво: в памяти всплывали интересные образы и идеи из отзывов на фильмы с красивыми названиями "Экскалибур", "Изумрудный лес". "Избавление" ассоциировалось с чем-то эпическим, а загадочный "Зардоз" усиливал предвкушение погружения в удивительный киномир Джона Бурмена. В итоге меня постигло разочарование: никакого "удивительного мира" нет - есть только отдельные кусочки богатой бурменовской фантазии, которую режиссеру далеко не всегда удавалось выразить в адекватной кинематографической форме. Разрыв между действительно уникальной фантазией и невысоким режиссерским мастерством я считаю главной проблемой Бурмена.



О Бурмене у нас мало пишут, а те киноведы и киноблогеры, чьи тексты мне удалось найти, отмечают в качестве любимой темы Бурмена обращение к доцивилизационной сущности человека, у которой инстинкты, животная натура преобладают над социальными условностями и религиозным мировоззрением. У Бурмена есть несколько известных фильмов, в которых цивилизационный человек оказывается "в диких условиях" и в нем просыпается первородная животная натура - "Избавление", "Изумрудный лес". Исследованию данной темы отчасти посвящен "Изгоняющий дьявола 2", а в драме "За пределами Рангуна" мы видим множество жестоких людей-"животных". Интереснейшая ведь тема! Но и здесь меня поджидало определенное разочарование - те самые кинообозреватели не видели всю фильмографию Бурмена, поэтому их вывод о любимой теме режиссера опирается только на самые известные его работы и потому является поверхностным.


Племя, оттесняемое вглубь амазонских джунглей цивилизацией бразильских мегаполисов ("Изумрудный лес").

Самая-самая любимая тема оказалось более прозаичной и наивной - это защита слабых, бедных, угнетенных. Восстановление социальной справедливости - то, что далеко не всегда получается в реальном мире, Джон Бурмен достаточно прямолинейно и предсказуемо совершает в своих фильмах. В некоторых кинолентах режиссер открыто выражает свои симпатии коммунистам, а антибуржуазный пафос порой не знает меры. Бурмен не любит богатых людей и в своих фильмах "награждает" их испытаниями, которые якобы должны исправить испорченную буржуазную натуру героя - см. "Избавление", "Изумрудный лес", "Дом там, где сердце", "Хвост тигра". В "Лео последний" аристократ в исполнении Мастрояни погружается в мир социальных низов и помогает отдельным его представителям для обретения собственной душевной гармонии. В политических драмах "За пределами Рангуна" и "В моей стране" режиссер поднимает тему угнетаемых народностей и восстановления их социального статуса. В "Генерале" идеализируется главный герой-вор, эдакий "робин гуд", противостоящий Системе. Наконец, "Зардоз" - откровенно антибуржуазная антиутопия, в которой "простой мужик" получает доступ к власти. Что-то это напоминает...


Шон Коннери в "Зардозе" - прыжок из "животного" мира в райскую утопию.

Как вы заметили, названий фильмов в предыдущем абзаце перечислено больше, чем в абзаце ранее. Таким образом, тема социальной справедливости охватывает более половины фильмографии Бурмена, а фильмы из серии "доцивилизационных" в этом контексте воспринимаются по-другому - интерес режиссера к древним архетипам, заложенным глубоко в натуре современного человека и иногда просыпающимся, уже не выглядит столь чисто исследовательским. Скорее всего, Бурмен искал в антропологической плоскости подтверждение своим социальным идеям. Собственно, "Экскалибур" - самый известный фильм Бурмена - яркий тому пример.


"Экскалибур"

"Экскалибур" принято воспринимать как историческую драму по мотивам легенды о короле Артуре. Да, получился красивый, местами захватывающий фильм с хорошей передачей атмосферы раннего Средневековья. Но вот xraptor, на мой взгляд, точно подметил истинную суть фильма. "Экскалибур" - это социальный эксперимент, цель которого - показать на примере древнего мифа две модели общественного поведения - с духовным вождем и без него. Центральным персонажем фильма является вовсе не король Артур, а Мерлин - он не только колдун, но и духовный наставник. Пока он рядом, вокруг всё хорошо - мир и процветание. Как только Мерлин "отъезжает на недельку", начинаются худшие проявления буржуазного общества - конкуренция, борьба за власть и ресурсы, что ведет в войнам и к разорению народа. Таким образом, присутствие мудрого сверхчеловека Мерлина способствует формированию идеального общества, в котором все счастливы. Что-то типа утопического социализма. В фильме, конечно, много всего понамешано, но очевидно, что не только и не столько легенды об Артуре интересовали режиссера...


Мерлин в "Экскалибуре"

Ошибка многих авторов в том, что они судят о творчестве Бурмена по самым известным его фильмам - до менее заметных работ с социально-политическим аспектом мало кто добирается. Да и не сказал бы, что где-то там можно найти "скрытые шедевры". Идеи Бурмена сейчас кажутся устаревшими, наивными, упрощенными и т.д. Не верьте тому, кто пишет о Бурмене как о режиссере со своим ярким визуальным стилем. Во-первых, в визуальном плане выделяется у него только каждый третий фильм. Во-вторых, особого бурменовского стиля я не обнаружил. О нем можно говорить в единичных случаях. В целом, Бурмен экспериментировал в разных жанрах и стилях, но свой единый фирменный метод не выработал. Вот самые яркие в стилистическом плане работы: "В упор" - прекрасный экзистенциальный детектив, "Избавление" - мужская survival-драма, "Экскалибур" - средневековый стиль, "Зардоз" - эклектика, "Дом там, где сердце" - интересное применение бодиарта в кино, есть еще малоизвестный "Лео последний" - красивое, стильное кино с элементами декаданса. Если заранее знать, сложно предположить, что их все снял один режиссер.


"В упор": для американского детектива неожиданно много сюрреализма.


Красота дикой природы на окраине цивилизации.


"Экскалибур" - прекрасная стилизация под Средневековье.


"Зардоз" - калейдоскоп идей и стилей.


Бодиарт как основа стилистики фильма - это что-то новенькое ("Дом там, где сердце").


"Лео последний": высшее общество изображено декаденствующим.

Исходя из всего этого, кажется логичным, что Бурмена постепенно забывают и уж точно он не рассматривается как вариант для освоения режиссерской фильмографии полностью. Некогда почитаемые киноманами фильмы Джона Бурмена теряют свой культовый статус - это видно хотя бы по отзывам. Рассыпается образ Бурмена - исследователя "животной" натуры человека, на первый план выходят совсем другие мотивы, более скучные и поверхностные (последние работы режиссера, собственно, таковыми и являются). Конечно, всё это связано с развитием информационных технологий - найти нужный фильм сейчас, как правило, не проблема. В славные же киноманские 80-90-е знание Бурмена ограничивалось "Экскалибуром", "Зардозом", "Избавлением" + еще что-то, и во многом из-за нехватки информации происходила идеализация некоторых кинофильмов.

Если у вас еще осталось желание посмотреть что-то из Бурмена, то вот мой личный ТОП-5:
1. Экскалибур
2. В упор
3. Избавление
4. Зардоз
5. Дом там, где сердце
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments