altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ян Леница. Ударим абсурдом по шаблонам!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №22

Ян Леница и Валериан Боровчик в конце 1950-х навели шороху в европейской анимации, раздвинув ее рамки за пределы популярного искусства. Фактически это одни из основоположников авторской анимации, если не считать эксперименты Макларена, Фишингера, Лен Лая и др., далекие от анимации в народном понимании этого вида искусства. Мультфильмы Леницы и Боровчика также далеки от массового вкуса, но имеют хотя бы сюжет, персонажей, некие подобия концепций. Сейчас их анимационные работы выглядят устаревшими, бессмысленными, интересны они только киноведам и любителям "артхаусной" анимации. В большей степени это касается мультфильмов Боровчика, тогда как произведения Леницы являются более осмысленными и "цепляющими" зрителя необычными образами. В итоге Леница оказался более успешен и более признан как аниматор, Валериан же Боровчик зациклился на своей эротике. Кстати, оба начинали как художники киноафиш - в Польше это был уникальный пласт изобразительного искусства.



В конце 1950-х Боровчик и Леница совместно сделали несколько фильмов, потом их пути разошлись - художники вообще разъехались по разным странам. Дальнейшая биография Леницы вполне благополучная и особого интереса не представляет: фестивали, награды, выставки, преподавательская деятельность в престижных университетах. Ознакомимся с анимационным наследием Яна Альфредовича.

Основа стилистики мультфильмов Яна Леницы - это абсурд. Большинство его работ сделаны на основе произведений Эжена Ионеско или под их влиянием. Ионеско - французский драматург румынского происхождения, один из основоположников течения абсурдизма, на Википедии есть подробный разбор его метода. Так что если вам интересен абсурдизм в искусстве, Ян Леница - ваш "клиент". К сожалению, несколько фильмов Леницы не удалось найти в Сети.

1959 - Monsieur Tête (совместно с Анри Грюэлем)
Сюжет этого и других мультфильмов Леницы сложно пересказывать, а примитивный стиль изображения вряд ли способствует пониманию сути происходящего. Понятны общие очертания истории: "Monsieur Tête" - фильм о человеке, который борется с системой, пытаясь сохранить свою индивидуальность. Символом потерянной индивидуальности является отделенная от тела голова.





Главный герой выглядит вполне привлекательно, даже несмотря на то, что нарисовал его как будто ребенок без каких-либо предрасположенностей к ИЗО. Другие персонажи - представители "системы" - выглядят нелепо и порой монструозно.





1961 - Новый Янко Музыкант
По мотивам рассказа Генрика Сенкевича. В этой работе Леница смешивает различные культурные пласты: древние мифы, деревенский фольклор, футуристическую утопию.







1963 - Лабиринт
Самый известный мультфильм Леницы. Безумная смесь абсурда, сюрреализма и Кафки.







1964 - Носорог
По рассказу Эжена Ионеско. По словам аниматора, это фильм о конформизме. В "Носороге" можно увидеть несколько идейных слоев: за внешней абсурдной бессмыслицей кроются социальная сатира, пародия на элитных псевдоинтеллектуалов, а еще глубже - трагедия утраты индивидуальности. Люди теряют человеческое начало и превращаются в носорогов и других животных или еще хуже - в бездушные механизмы.







1965 - «А»
Самый доступный для понимания фильм Леницы. Сюжет предельно прост: живет себе спокойно человек, вдруг к нему в дом вламывается огромная бука А и начинает его терроризировать. Когда уходит А, приходит Б... В титрах мы видим ироничную цитату Эжена Ионеско о том, что алфавит длинный и повторяется циклически. Искать конкретный смысл в этой истории бесполезно, каждый увидит в ней что-то своё...





Мультфильмы Яна Леницы интересны тем, что интерпретировать их можно по-разному. С их помощью можно поупражняться в философствованиях или развивать нестандартное мышление. "Я всегда любил двигаться к периферии искусства", - говорил Ян Леница. Все эти мультфильмы действительно обитают где-то на периферии искусства, их невозможно анализировать общепринятыми киноведческими категориями. Анимация дает много возможностей художникам, стремящимся размывать границы между видами искусства и культурными пластами, и Ян Леница, работавший не только как аниматор, но и как иллюстратор, дизайнер, художник-график, в полной мере воспользовался этими возможностями. Если каждая его работе в отдельности не несет ярко выраженного посыла, то его творчество в целом открыто призывает людей не воспринимать мир стандартно и шаблонно, бороться за свою индивидуальность.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments