altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ландрю (1963, Клод Шаброль)

Для тематической кинорулетки "Французская Новая волна".



Мне, пожалуй, повезло с выбором - фильм Клода Шаброля дает возможность взглянуть на "новую волну" с необычной стороны. "Ландрю" на первый взгляд совсем не похож на бунтарские "На последнем дыхании" Годара и "400 ударов" Трюффо - наиболее раскрученные образцы французской "новой волны". Может даже показаться, что "Ландрю" вовсе не относится к этому кинонаправлению: стильные костюмы, изысканные и богатые интерьеры, старенький сюжет, уже использованный в кино до этого несколько раз (см. "Месье Верду" Чаплина) - всё это ассоциируется с классическим, традиционным кино, шаблоны которого вроде бы стремились разрушать режиссеры "новой волны".




Примеры костюмов и интерьера.

Но если присмотреться, все вышеуказанные компоненты "традиционного" кино у Шаброля подаются с уничтожающей иронией, абсолютно соответствующей духу "новой волны". Начнем с главного героя. Ландрю в исполнении Шарля Деннера, с одной стороны, очень похож на реального Ландрю, который во время Первой Мировой убивал десятки одиноких женщин, присваивая себе их сбережения...



... с другой стороны, вот эти брови, усы, борода, выглядящие нарочито искусственными, небрежно прилепленными, указывают на "хулиганский" замысел режиссера. Ведь маньяк, реально убивавший доверчивых женщин, должен вызывать у зрителя отторжение, но к шабролевскому Ландрю невозможно относиться серьезно. Да и сама история убийцы, ведущего двойную жизнь, у Шаброля превращается в черную комедию, наполненную социальной сатирой. Шаброль мастерски расправляется с традиционными жанрами детектива, триллера (по оригинальной истории вполне можно снять остросюжетный фильм с саспенсом в духе Хичкока), превращая их в комедию абсурда. Все жертвы Ландрю - дурочки разных возрастов, сопереживать которым ну никак не получается. В кадр не попадает ни одной кровавой сцены, хотя подразумевается, что Ландрю расчленял трупы перед тем, как сжечь их в печи. Ни одной капли крови нам не показывают. Зато показывают вот это:



Это печь в загородном доме Ландрю. По-моему, очевидны ассоциации с концлагерями Второй Мировой, которая не так уж давно закончилась (напомню, фильм 1963 года). Вот так изящно Шаброль дает пощечины общественной морали. Я незнаком с творчеством этого режиссера, поэтому не могу подтвердить свою мысль примерами из других его фильмов. Благо, в нашей кинорулетке Шаброль, надеюсь, будет хорошо представлен.

"Ландрю" весь пронизан нововолновым хулиганством. Последняя сцена суда - это вообще цирк. Издевательство над судебной системой. Работа полиции вызывает смех, а некоторые законы, которым следуют полицейские во время выслеживания Ландрю, поражают абсурдностью. Например, преступника почему-то нельзя арестовать ночью, поэтому комиссар ночует под дверью квартиры героя, чтобы утром, наконец, его повязать.



"Ландрю" - подтверждение тому, что у каждого режиссера была своя "новая волна". "Волна" Шаброля непохожа на "волны" Годара и Трюффо, но все вместе эти "волны" отлично дополняют друг друга. "Ландрю" можно рекомендовать тем, кто желает ознакомится с бунтарскими идеями данного кинонаправления, но предпочитает традиционное развитие сюжета.

Моя оценка: 8/10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments