altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Стивен и Тимоти Квэй. Современные алхимики

Мастера короткометражной анимации, выпуск №20

Дождаться темноты, остаться одному в комнате, выключить свет, отключить телефон. Запустить видеофайл, сконцентрироваться на изображении. Только так вы сможете в полной мере погрузиться в атмосферу загадочных мультфильмов братьев-близнецов Квэй (Quay). Создание собственного неповторимого, притягивающего анимационного мира - вот главное творческое достижение братьев, обеспечивающее им культовый статус вот уже как минимум лет 30.



Родились Стивен и Тимоти в США (штат Пенсильвания), но вряд ли возможно найти в их творчестве что-то американское. С юности их тянуло в Европу, и в 22 года они переезжают в Лондон, где поступают в Королевский Колледж искусств и начинают осваиваться в европейской андерграундной тусовке. В первое время художники рисовали иллюстрации для книг готической и научно-фантастической направленности, позже подключились к сценическому дизайну для театра, оперы, балета. Но основным направлением для братьев стала анимация. В их обширной фильмографии можно найти не только мультфильмы, но и анимационные видеоклипы для различных музыкальных исполнителей (от независимых групп до популярных музыкантов), рекламные ролики.

Своими главными кумирами братья Квэй называют авангардистов В. Боровчика и Яна Леницу, однако увидеть сходство между фильмами польских аниматоров и братьев очень сложно - хотя бы потому, что Боровчик и Леница использовали "плоскую" технику, а Квэй раз и навсегда выбрали объемную кукольную анимацию. Именно в оживлении кукольного мира братья увидели больше всего возможностей для творческих экспериментов. Вот с кем напрашивается сравнение, оно просто "бьет в лоб" - с Яном Шванкмайером. Но вот парадокс: влияние чеха, конечно, было, но случилось позже, в начале 80-х, когда анимационный стиль братьев Квэй уже сформировался. Если верить братьям, которые утверждают, что открыли для себя Шванкмайера в 1983 году, то получается, что чех и Квэи открывали одни и те же приемы, экспериментируя с анимированием кукол и предметов, независимо друг от друга! Для меня этот вопрос пока не вполне понятен...

Если перечислить общие "фирменные фишки" вышеупомянутых аниматоров, то список будет достаточно длинный: использование гвоздей, иголок, часов и других всевозможных бытовых предметов + тема подглядывания. Шванкмайер и Квэй создают некий "параллельный мир", в котором куклы и предметы живут своей жизнью. А вот дальше пути аниматоров расходятся вообще в разные стороны. У Шванкмайера человек так или иначе присутствует в фильмах - как персонаж-жертва, оказавшаяся в плену у оживших предметов (см. "Квартира"), или как наблюдатель за потайным предметным миром ("Тихая неделя в доме"), или как человек, сам ставший "предметом" (например, автоматом для производства еды в фильме "Еда"). У Квэев люди чаще всего отсутствуют, а если и попадают в кадр, то никакого участия в действии не принимают (например, просто спят). Поэтому их мир еще более "параллельный", т.е. более отдаленный от мира нашего реального. И воспринимать их мир, находясь по эту сторону - дохлый номер. Для соприкосновения с квэевским миром необходимо соорудить "мостик", как это сделать - написано в начале этого текста.

С точки зрения традиционного построения сюжета, мультфильмы братьев Квэй абсолютно никак не воспринимаются. Во время просмотра решительно не понятно, что вообще происходит. Вкрадывающееся прямо в мозг музыкальное сопровождение еще больше сбивает с толку. Многие их фильмы основаны на произведениях культовых европейских и латиноамериканских писателей, от сюжетов которых почти ничего не остается. Но сохраняется самое главное - атмосфера. Ошибочно воспринимать мультфильмы Квэев как мрачные, депрессивные. Удивительно: при всей внешней мрачности, потусторонности, эти фильмы содержат хороший заряд позитива! Имеется в виду такое позитивное чувство, как исследовательский азарт. Братья Квэй - это современные алхимики, исследователи мира окружающих нас предметов, оживление которых - настоящий алхимический эксперимент. Здорово же! В фильмах вы не найдете ни одной жестокой сцены (которых предостаточно у Шванкмайера), ни одной сцены насилия, разрушения и т.д. "Мрачная" стилистика братьев Квэй обусловлена предельной концентрацией, сосредоточенностью над алхимическим экспериментом - тут уж не до юмора и иронии. У братьев нет цели показать ущербность людей или несовершенство бытия - они увлечены своей работой и переживают в процессе настоящий азарт, который передается и зрителю при условии правильного контакта с их творчеством. Это чувствуется хотя бы по отдельным эпизодам: когда какая-то кукла поворачивает дырявую голову в нашу сторону, возникает полное ощущение, что кукла живая! У Шванкмайера такая сцена вызывала бы ужас. У братьев Квэй она вызывает восхищение работой исследователей-алхимиков.

Теперь повнимательнее вглядимся в анимационный мир Стивена и Тимоти Квэй. Сначала обратим внимание на кукольных персонажей (результаты "алхимических" экспериментов), которые чаще всего выглядят жутковато, при этом не пугают, а, скорее, сами просят нас взглянуть им в грустные глаза и увидеть... душу?

Здесь и далее - название отображается при наведении курсором на картинку.























Второй аспект - внутреннее пространство. Мультфильмы братьев Квэй камерные, в каждом из них мы видим некую комнату с непривычным для нас интерьером. Нам расположение вещей и планировка кажутся странными, куклы же обитают в таких интерьерах вполне комфортно. Характерная черта стиля Квэев - продуманы мельчайшие детали. Поражает разнообразие интерьеров - воображение у братьев работает великолепно!















Следующая тема - внешний мир. В фильмах братьев он проявляется редко - как правило, это короткие "выезды" камеры из комнату наружу, во время которых зритель успевает поймать настроение одиночества. Внешние пространства безжизненные и напоминают постапокалипсис. Мне кажется, братья Квэй показывают таким образом пограничное пространство между нашим миром и миром оживленных ими кукол. Вряд ли аниматоры закладывают свои фильмы какие-то постапокалиптические, мизантропические идеи. Вероятно, здесь просто проявляется равнодушие аниматоров к миру людей.







***
"Золотое" время братьев Квэй - 1980-е. В этом десятилетии появились самые известные их работы - "Кабинет Яна Шванкмайера" (1984) и "Улица крокодилов" (1986). В качестве "скрытого шедевра" отмечу "Гребень" (1991). В 1990-е годы братья начали осваивать полнометражное игровое кино, не без экспериментов ("Институт Бенжамента" и "Настройщик землетрясений"). Что касается анимации, то стиль братьев почти не меняется - разве что атмосфера становится более туманной... Квэевские мультфильмы не самые простые для восприятия, но они крутые! Близнецам Стивену и Тимоти скоро будет 70 лет, и прекращать свои алхимические эксперименты они не собираются.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments