altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Тэ Вэй. Традиционная китайская живопись в анимации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №16

Все видели рисунки в китайском стиле Гохуа, нарисованные тушью и акварелью. Корни этой традиционной китайской живописи уходят в 3-2 века до н.э, а в 20-м веке резко вырос интерес к гохуа во всем мире. 20-й век - время, когда разнообразные стили живописи получают "оживление" с помощью мультипликации (см. например, "ожившую живопись" Александра Петрова), а мастером, который "оживил" гохуа, стал Тэ Вэй.



Тэ Вэй - самый главный классик китайской анимации и вообще самый известный аниматор из этой азиатской страны. К сожалению, известен он не столько своими работами, сколько трагической биографией: Тэ Вэй стал жертвой "культурной революции" в Китае, когда всё, что не соответствовало официальной идеологии, подавлялось и уничтожалось. Множество мастеров из разных сфер деятельности лишали свободы и отправляли "на перевоспитание" в деревню. Поводом для репрессий могла послужить любая мелочь, обвинения были абсурдными. Тэ Вэя обвинили в том, что его работы не отражают классовую борьбу... Более 20 лет художник не имел возможности заниматься анимацией, а Шанхайская киностудия, где работал Тэ Вэй, упустила шанс стать одним из центров анимации мирового уровня.

Сейчас в открытом доступе можно найти 4 мультфильма китайского аниматора, но предполагаю, что создал он намного больше работ, чем указывается в фильмографиях. Во время "Культурной революции" идеологически "вредные" произведения не только запрещались, но и вовсе уничтожались. Сколько утеряно работ Тэ Вэя - сведений я не нашел. Посмотрим хотя бы то, что есть - даже этого достаточно для того, чтобы включать Тэ Вэя в списки самых выдающихся аниматоров.

1956 - Спесивый генерал
Тэ Вэй не сразу пришел к стилю гохуа. Начинал он с китайских комиксов-карикатур "маньхуа", которые также имеют давние традиции (первые похожие изображения относятся к 14 веку). Как аниматор Тэ Вэй попал под влияние, что неудивительно, диснеевского стиля, который тогда правил анимационным миром. "Спесивый генерал" - это своего рода китайский "дисней", красочный мультфильм, с реалистичной прорисовкой животных и предметов, при этом изображение людей немного гиперболизировано. Всё в лучших традициях Диснея. "Спесивый генерал" - поучительная история о генерале, который после успешного сражения испытывает "звездную болезнь" и теряет свои боевые навыки. Нормальный детский мультик, который несет в себе простую "мораль": зазнаваться - плохо.





1960 - Где наша мама
С точки зрения сюжета, это мультик для детей детсадовского возраста. Взрослому зрителю стоит его посмотреть для того, чтобы оценить живописность, мастерство "оживления" рисунков гохуа, выполненных в стиле великого китайского художника Ци Байши ("Великий художник китайского народа"). Особенно хочется отметить мастерство "оживления" воды: почти 100% действия происходит на водной поверхности или под водой (головастики ищут маму-лягушку).



1963 - Флейта пастуха
Это уже более взрослая работа, в которой Тэ Вэй еще больше совершенствует свой стиль анимированного гохуа. "Флейту пастуха" можно воспринимать как "окно" в мир традиционной китайской культуры: здесь не только традиционная живопись, но и много замечательной национальной музыки. Эта работа в равной степени музыкальная и живописная. Сюжет не представляет ничего особенного. Жил-был мальчик-пастух, который играл на флейте, и был у него буйвол. Однажды мальчик уснул, ему приснилось, будто буйвол исчез (уплыл). Проснувшись, он с радостью осознает, что любимое животное на месте.



1988 - Впечатления от гор и вод
По фильмографии мы видим, что период без творчества у Тэ Вэя составляет более 20 лет! В 80-е годы аниматор получил возможность вернуться к любимому занятию. В 1988 году появляется его главный шедевр - "Впечатления от гор и вод", самая красивая, самая глубокая его работа. К живописи гохуа и к музыке Тэ Вэй добавляет еще один элемент национальной культуры - древнекитайскую мудрость. Сочетание этих трех элементов получилось по истине гениальным! Сюжет внешне простой, но глубокий по смыслу - это история о престарелом мастере и его ученике, который учится играть на исконно китайском инструменте цинь. "Впечатления от гор и вод" - мультфильм уже совсем не детский, он грустный, но не депрессивный. И еще очень красивый. Именно этот мультфильм Тэ Вэя я рекомендую всем посмотреть.









Развитие анимация в Китае стала уходить далеко от традиционной китайской культуры. После "Культурной революции" усилилось влияние западной и японской анимации. Основной объем продукции - это популярные мультики, как и везде. Представители авторской анимации также больше ориентированы на зарубежных мастеров. Тэ Вэй, хоть и был признан в мире как выдающийся аниматор, на родине оказался невостребован. Как написано в Википедии: "больше режиссёр уже не снимал".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments