altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Трудно быть богом" Vs "Я тоже хочу"

Эту битву можно было бы назвать "чернушной битвой российского кино": чернуха - первая ассоциация, которая возникает у многих зрителей в связи с указанными в заголовке произведениями. Но если разобраться, столь стереотипное восприятие не уместно в данном случае: в обоих фильмах замысел не ограничивается показом неприглядной стороны жизни, а охватывает онтологические проблемы, вопросы человеческого существования в целом. Самое главное, что объединяет ТББ и ЯТХ (и дает ключевой критерий для того, чтобы свести их в битву) - то, что это предсмертные фильмы двух выдающихся российских режиссеров, двух Алексеев (!) - Германа и Балабанова, имеющих репутацию приверженцев тяжелого, жесткого, в какой-то степени даже чернушного кино, с ощутимой социальной нагрузкой.

Оба режиссера, создавая свои последние фильмы, не мыслили стандартными режиссерскими категориями: я снимаю это кино для такой-то аудитории, здесь нужно раскрыть такую-то идею и т.д. "Трудно быть богом" и "Я тоже хочу" - больше чем кино, это мета-кино, выходящее за рамки общепризнанных стандартов киноискусства. Это мощные предсмертные высказывания, наполненные предчувствиями - у каждого они свои. Неудивительно, что эти два фильма часто разделяли ЖЖ-киноблогеров с вроде бы похожими кинопредпочтениями на два непримиримых лагеря: ТББ и ЯТХ невозможно оценивать стандартными категориями кинокритика, в каждом случае срабатывают индивидуальные "программы" мировосприятия рецензента, о которых он может быть и не догадывался. Фильм кому-то нравился по совершенно неожиданным причинам или, наоборот, вызывал отторжение - но не только из-за якобы "чернушности". Отзывы и рецензии "Трудно быть богом" и "Я тоже хочу" предлагают нам массу разнообразных интерпретаций, которые я попытался вкратце обобщить в рамках этой рубрики.



Напомню, что в этой рубрике я анализирую и сравниваю мнения блогеров по их отзывам и рецензиям, опубликованным в ЖЖ.

Трудно быть богом / реж. Алексей Герман

Плюсы:
Секрет положительного восприятия ТББ - нужно во время просмотра отвлечься от потока нечистот, который почти буквально сваливается на зрителя с экрана, постараться увидеть за черно-белым плотным слоем грязи некий глубокий смысл. Трудная задачка... Но многие киноблогеры справились и сформировали адекватные интерпретации происходящего. Интерпретации у всех разные, пересказывать их не буду. "Трудно быть богом", конечно, выходит за рамки традиционного зрительского кино, есть мнение, что это вовсе не "кино", а некая новая веха в развитии киноискусства, которой пока нет названия. Работа Германа ни хорошая, ни плохая, но в ней чувствуется величие грандиозного замысла, и вы можете испытать гордость за себя, если хотя бы на интуитивном уровне его "зацепили", отгородившись эмоционально от средневековой чернухи Арканара. ТББ - это история о свободе человека в раблезианском смысле или даже о любви к людям, или взгляд на человечество глазами бога - есть и такие интерпретации, изложенные вполне аргументированно. Возможно, это самовнушение авторов, которые хотят показаться умными, раз они якобы "просекли фишку" Германа. Не знаю. Правду мы узнаем еще не скоро... Возможно, мы стали свидетелями открытия принципиально новой формы кинематорафа. А пока можно просто перечислить более-менее очевидные "плюсы" фильма:

- атмосферность
- эффект присутствия
- операторская работа
- метафоричность
- глубина замысла
- Ярмольник

Минусы:
Вот здесь всё намного проще. У критиков есть соблазн обвинить Германа в мизантропии, антигуманизме - эта точка зрения среди киноблогеров очень распространена. Мы можем только догадываться, что происходило в голове и в душе режиссера в последние годы жизни, но поток негатива в ТББ действительно запредельный. И сложно разглядеть причины, которые оправдывали бы такие издевательства над зрителем. Частая претензия - непонятный сюжет, который более-менее проясняется для тех, кто заранее прочитал книгу Стругацких. Проанализировав ругательные отзывы и рецензии, я понял: негативное восприятие авторов обусловлено их нежеланием тратить душевные силы на принятие "грязной" эстетики фильма и попытки увидеть за ней скрытые смыслы (не факт, что они есть). Может быть, эти авторы поступили разумно - озлобленный на мир и на людей режиссер вовсе и не стремился донести до аудитории ценные идеи. Повторюсь: на мой взгляд, пока рано делать выводы, истинный замысел Алексея Германа мы сможем осознать еще не скоро.
Самые частоупоминаемые минусы:

- много отвратительных сцен
- чрезмерный натурализм
- отсутствие сюжета
- непонятность происходящего для тех, кто не читал книгу
- неоправданно длинный хронометраж (3 часа)
- отсутствие динамики, экшена
- мизантропия, чернуха

Соотношение оценок: ЗА - 9 авторов, ПРОТИВ - 6 авторов, нейтрально - 3.
Итоговый рейтинг: +3

Цитаты:

"Мрачный апокалиптический мир, похожий одновременно на разросшуюся до планетарных масштабов Зону или «Андрея Рублева» Тарковского". отсюда

"Напоследок Мастер плюнул в лицо всему миру, и цивилизованной Европе тоже, не ограничивая себя исключительно родиной". отсюда

"Трудно быть Богом" — это три часа "увлекательного" копания в выгребной яме с сомнительными намёками на то, что все мы из этой ямы родом и выбраться из неё нам не суждено никогда". отсюда

"Три часа средневековья по Герману - это туман, блевотина, вонь, уши и тонны грязи. Больше ничего". отсюда

"В сущности, Герман выходит за рамки кинематографа, создавая новый вид визуального повествовательного искусства". отсюда

все отзывы и рецензии

Я тоже хочу / реж. Алексей Балабанов

Плюсы:
"Я тоже хочу" - достойное произведение для любителей философского кино. Философские идеи фильма Балабанова удачно дополняются юмором и иронией: забавные персонажи (каждый - носитель определенного архетипа) попадают в забавные ситуации на пути к Колокольне Счастья. Ироничность фильма, атмосферность, саундтрек группы "Аукцыон" помогают проникнуться грустными предчувствиями режиссера без серьезных эмоциональных травм и душевных усилий, в отличие от ТББ. "Я тоже хочу" - достаточно простая для восприятие притча, в которой "чернухи" заметно меньше, чем в самых известных фильмах режиссера (особенно "Груз 200"). Балабанов, как и Герман, не заморачивался задачами угодить критикам, зрителям - он делал свое личное кино, пожалуй, прежде всего для себя, как необходимость "развязать" какие-то свои сложные эмоциональные узлы перед приближающейся смертью. С другой стороны, претензий на раздвигание рамок киноискусства здесь нет, но разве это "минус"? А вот и "плюсы":

- искренность, душевность фильм
- интересная концепция персонажей - олицетворений архетипов
- атмосфера Петербурга
- саундтрек
- ирония и самоирония

Минусы:
Специфическая режиссура Балабнова в ЯТХ вызвала недоумение у многих киноблогеров: актерская игра, сюжет, композиция - все эти компоненты реализованы в фильме чересчур упрощенно - вплоть до того, что возникает ощущение халтурности: мол, режиссер не особо-то и старался. Многие поклонники Балабанова отмечают, что здесь почти нет фирменного стиля режиссера, за который они полюбили "Братьев", "Про уродов и людей", "Замок", "Кочегар" и др. То есть в сравнении с предыдущими работами Балабанова "Я тоже хочу" не несет в себе ничего нового. Если объективно оценивать ЯТХ по стандартным кинокритериям, то получается, что это фильм - пустышка, с несколькими забавными сценками. И опять мы можем только догадываться: заложил ли Балабанов в свое предсмертное творение какие-то идеи и предчувствия или нет? Я считаю, такие вещи можно оценить только интуитивно - в данном случае только от этого зависит, к какому "лагерю" вы примкнете. Кого больше - покажет рейтинг ниже, а пока перечислим основные недостатки фильма:

- слабый сюжет
- плохая актерская игра
- халтурная режиссура
- непонятная пародия на "Сталкера"
- режиссерские самоповторы

Соотношение оценок: ЗА - 6 авторов, ПРОТИВ - 5 автора, нейтрально - 1.
Итоговый рейтинг: +1

Цитаты:

"Актёры просто передвигаются по ландшафту, яко зомби, говорят таким же образом, да и всё остальное кажется предельно упрощённым; не лаконичным, а именно халтурно упрощённым, как студент какой снимал". отсюда

"Актёры не играют в этом фильме людей, и поэтому создаётся впечатление, что играют они плохо. А ведь они просто носители идеи и десятка-другого подведённых под эту идею реплик". отсюда

"Алексей Балабанов, автор небезызвестных страшилок "Груз 200" и "Кочегар" на этот раз окстился и охолонился и снял спокойную и трезвую историю про горькую нашу жизнь, про то, что все мы здесь чужие". отсюда

"Она (кинолента) не вставляет, она не раздражает, она не вызывает никаких эмоций. Это бездарный проходняк некогда великого режиссера. Кино просто никакое". отсюда

"Но на мой взгляд, Балабанов - простой совок, алчный приспособленец, всю жизнь лгавший людям, потакая вкусам массы, снимая "народные боевики", "народную чернуху", "народный арт-хаус". отсюда

все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+ 3 Трудно быть богом
+ 1 Я тоже хочу

Все-таки Герман и старше, и масштабнее, и круче!

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments