altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Рауль Сервэ. Первый бельгийский мультипликатор

Мастера короткометражной анимации, выпуск №12

С чем у нас может ассоциироваться бельгийское искусство? В первую очередь с бельгийской живописью: в 18, 19, 20 веках в этой маленькой европейской стране всегда хватало талантливых художников. Если взять 20-й век, то это сюрреалисты Рене Магритт и Поль Дельво, которые творили в то время, когда анимация начинала всё увереннее заявлять о себе в мире искусства. Анимация и живопись - явления в принципе тесно связанные... И вот логичным следствием всех этих художественных процессов стало появление Рауля Сервэ, который создавал свои работы под влиянием вышеуказанных художников и фактически основал первую школу анимации в Бельгии. Сейчас это один из самых значимых, титулованных и влиятельных представителей европейской авторской анимации.



Увлечение анимацией у Рауля началось в детстве благодаря отцу - кинематографисту-любителю и коллекционеру фильмов. В частности, в отцовской коллекции были мультики с котом Феликсом. Тайна движущихся рисованных картинок на всю жизнь завладела душой будущего мультипликатора. В творческой биографии Серве нет каких-то из ряда вон выходящих событий. Конечно, в самом начале было трудно: после войны в Бельгии трудно было рассчитывать на государственное финансирование для создания мультфильмов, поэтому Рауль самостоятельно изготовил кинокамеру и снимал первые мультики на собственные средства. Потом были фестивали, премии, признание, и с финансами больше серьезных проблем не было. Рауль Сервэ работает до сих пор (сейчас ему 87 лет), правда мультики уже не делает, но преподает в Академии искусств и участвует в жюри на различных мульт-фестивалях по всему миру. В общем, очень авторитетный деятель в мире анимации.

Перейдем собственно к мультфильмам. Работы Сервэ можно хронологически разделить на две группы: до середины 70-х и после. Первая часть фильмографии режиссера более понятна и проста для восприятия - это фильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию, раскрывающие острые социально-политические проблемы западного общества. Главная тема - стремление человечества к свободе, миру и справедливости. Автор выступает резко против нетерпимости и авторитаризма. С одной стороны, Рауль Сервэ - это художник-разоблачитель, с другой, нельзя сказать, что его работы как-то меняли мировосприятие зрителей. С точки зрения анимации, это вполне шедевры, но им не хватает жесткости и бескомпромиссности (сравните, например, с перестроечными фильмами Роберта Саакянца). Хорошо это или плохо, они пропитаны западноевропейскими стереотипами.

Несмотря на несколько примитивную рисовку, которая чем-то напоминает стиль мультфильмов Hanna-Barbera, фильмы Сервэ очень привлекательны, они сразу же цепляют внимание оригинальным сочетанием цветов и образов. Работа с цветом - главная "фишка" аниматора до середины 70-х. Вот "Хромофобия" (1966) - самая известная, возможно даже самая лучшая работа Сервэ и программная для данного периода. В этом фильме простая символика: черно-белые персонажи, напоминающие солдат-нацистов, символизируют тоталитаризм, подавление личности. Цветные персонажи пытаются утвердить свое право на свободу мышления и творчества. Среди них выделяется Тиль Уленшпигель, который своими цветовыми сверхспособностями нейтрализует солдат.





"Сирена" (1968) - мультфильм о подавлении технократической цивилизацией романтики и поэзии жизни. Здесь противопоставляются красный и синий цвета: красный - это агрессия, прагматизм, искусственность. Синий - романтика, душевность, глубокая связь с природой.





"Хромофобия" и "Сирена" - ключевые работы Рауля Сервэ периода до середины 70-х. Другие фильмы: "Фальшивая нота" (1963, о непонимании обществом "бедного" художника), "Голдфрейм" (1970, о чрезмерных амбициях представителей власти и крупного бизнеса), "Операция Х-70" (1971, о возможных последствиях разработки оружия массового поражения), "Говорить или не говорить" (1972, о манипуляциях общественным сознанием), "Пегас" (1974, о преклонении перед искусственными "богами" современного потребительского общества).











Ближе к концу 70-х Рауль Сервэ резко меняет свой подход к созданию анимации. Судя по всему, режиссер переживал творческий кризис: остросоциально-политическая тема была исчерпана, хотелось двигаться дальше. Если прежде мультфильмы Сервэ были просты для восприятия, а их символика была понятна любому зрителю, неравнодушному к проблемам современного мира, то с этого времени Рауль начинает создавать некий муль-артхаус, который воздействует на зрителя не идеями, а визуальными образами. Режиссер и поставил перед собой соответствующую задачу - найти способ более глубоко воздействия на восприятие зрителя. Решением задачи стало изобретение авторской анимационной техники, которая получила название сервэграфия.

Что-то подобное уже делали Норман Макларен (см. "Соседи", 1952 г), Уолт Дисней (серия мультиков про Алису в 20-х гг) или примерно в то же время Ян Шванкмайер, а именно использовали живых людей для создания анимации. Рауль Сервэ не снимал людей покадрово - он снимал их как обычно, но с использованием особой оптической системы и в абсолютно темной комнате. Полученный материал соединялся с рисованным изображением, в результате получался... не мультик и не кинофильм, а что-то особое, чему нет названия. Ну формально это мультфильмы. Первая работа в технике сервэграфия - "Гарпия" (1979), настоящий мульт-ужастик. Персонаж-гарпия представляет собой наполовину живого актера и наполовину анимированное рисованное изображение. Это действительно выглядит жутковато, но так как мультик короткий, зритель не успевает проникнуться мистической атмосферой.

Самый главное достижение сервэграфии - полнометражный фильм "Таксандрия". Касается короткометражных мультфильмов, то следует назвать еще два - "Ночные бабочки" (1997) и "Аттракцион" (2001). Обе работы интересны, необычны.







Мультфильмы Рауля Сервэ действительно интересно смотреть и хочется пересматривать, чтобы разъяснить для себя непонятные детали. Этот режиссер прошел путь от выразителя актуальных проблем до экспериментатора, в каждой ипостаси добившись успеха и признания. При этом "великим" назвать его сложно. Есть ощущение, что ему не хватает чего-то - может быть, нестандартности, творческой "злости". При этом нельзя отрицать значительный вклад Сервэ в развитие анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments