altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Роберт Саакянц. "Хиппи, который вырос в великого мультипликатора"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №11

Роберт Саакянц - один из самых плодовитых аниматоров в истории, пока что никому не удалось собрать все его работы в единый архив или сборник. Творчество этого армянского художника-мультипликатора чрезвычайно разнообразно, все его знают по таким мультикам, как "В синем море, в белой пене" и "Ух ты, говорящая рыба!". Но это только вершина айсберга! Стиль Саакянца всегда узнаваем, тогда как тематика, идейность, степень юмора несколько раз значительно менялись в различные периоды его творчества: в 70-е - это молодой бунтарский дух, 80-е - безумные всплески фантазии, перестроечные годы - черный-пречерный юмор, 2000-е - ориентация на детские образовательные проекты. Удобнее всего рассказывать о Саакянце именно по этим периодам.



1970-е годы
К середине 70-х на студии "Арменфильм" образовалась интересная команда аниматоров, которые причисляли себя к хиппи. В работе и творчестве они придерживались бунтарских идей: никто не работал в студии "от звонка до звонка", художники в любой момент могли, например, собраться и пойти играть в футбол. Показательна цитата из статьи о Роберте в газете "Ереван" (май, 2011 г): "Группу хиппарей во главе с Робом сильно зауважали после того, как они передрались чуть ли не со всеми работниками студии". Роберт Саакянц был там лидером не только идеологическим, но и творческим. Его первые фильмы заставляли шевелиться волосы на голове чиновников, отвечавших за выпуск кинопродукции. Вот, например, "Лисья книга" (1975), созданная под очевидным влиянием психоделического мульфильма Джорджа Даннинга "Желтая подводная лодка". Этот мультик Саакянца представляет собой... рок-оперу по мотивам армянских басен! В истории сохранилось высказывание председателя Госкино Армении Г.Айряна, его необходимо привести полностью: "Я в свое время не хотел принимать «Цвет граната», а потом оказалось, что это Параджанов. Сейчас не приму это, потом окажется, что опять ошибся, и опозорюсь на всю жизнь". То есть Роберту и компании крупно повезло, что в Ереване в середине 70-х творческая свобода не так сильно подавлялась, как в других регионах Советского Союза. Иначе не было бы никакой "Говорящей рыбы" и "В синем море...".

Другие ранние работы Саакянца такие же яркие, бунтарские, психоделические. Стиль режиссера, который назовут "комическим сюрреализмом" (лично мне не очень нравится такое определение), здесь уже цветет пышным цветом: см. "Лис, который ничего не умел" (1976), "Кикос" (1979) и особое внимание хочу обратить на "Охотников" (1977) - это еще одна мульт-прогрессив-рок-опера, зрелище незабываемое!

Здесь и далее: название фильма отображается при наведении курсором.








1980-е (первая половина)
Наигравшись в бунтарей, команда Роберта Саакянца больше внимание уделяет освоению национального фольклора. В этот период создаются самые лучшие и известные армянские мультфильмы по произведениям армянского писателя Ованеся Туманяна, исследователя народных преданий. Это не только "Ух ты, говорящая рыба!" (1983), но и такие хиты, как "Кто расскажет небылицу?" (1982), "Ишь ты, масленица" (1985) и чуть менее известные работы "Три синих-синих озера малинового цвета" (1981), "Находчивый крестьянин" (1984), и еще вышеупомянутый "Кикос" (1979) (+ "Топор" 1994 г.).

Шедевры Роберта Саакянца - образец безумно яркой и насыщенной метаморфозами рисованной анимации. "Его фантазия сшибает с ног. Она чрезмерна, она в каждом миллиметре кинокадра",- говорил про него Юрий Норштейн. Сложно что-то еще добавить...











Перестройка
Во второй половине 80-х в страна движется к политической и социально-экономической катастрофе, Роберт Саакянц предчувствует это, в его мультфильмах всё больше предупреждающих высказываний и жестоких сцен. Теперь это уже совсем не детские мультики! Такая, казалось бы, безобидная детская мульт-сказка - м/ф "Находчивый крестьянин" (1984) - содержит жуткие кадры с отрубленными головами. Следующие работы - "Урок" (1987) и "Ветер" (1988) - предназначены исключительно для взрослых, так как могут глубоко шокировать человека с неокрепшей психикой. "Урок" - фантастический фильм о космических исследователях, которые бесцеремонно вторгаются в хрупкое природное пространство далеких планет. Историю придумал сам Саакянц, ключевая ее идея заключается в том, что убийца превращается в того, кого он убил. "Ветер" шокирует сценами ядерного и ментального апокалипсиса, то есть показывает не только физические последствия потери контроля над ядерным оружием, но и психические. Это один из самых крутых перестроечных мультфильмов, пропитанный ужасом от уже происходящей катастрофы (авария в Чернобыле случилась за несколько лет до создания мультфильма).







Когда всем стало понятно, что катастрофа неизбежна, работы Саакянца становятся открыто политизированными, и я бы не сказал, что это "минус". Режиссер жестко обличает представителей власти, обвиняя их в страданиях народа. В обстановке и персонажах, которые мы видим в фильмах этого периода, узнается Армения и ее жители, но все показанные события происходили везде по бывшему Советскому Союзу. Степень черного юмора у "перестроечного" Саакянца просто зашкаливает, сцены насилия и разрушений жутко контрастируют с забавными эпизодами и веселыми мелодиями. Яркий пример - фильм "Всё хорошо" (1991), посвященный памяти Советского Союза. Под известную юморную песенку "Всё хорошо, прекрасная маркиза..." Саакянц показывает разрушения городов, убийства, массовую резню, железнодорожную катастрофу, ядерный взрыв... В мультике множество намеков на политических деятелей, показанных в очень нелицеприятном свете. Мультфильм "Кнопка" (1989) также шокирует сценами катастроф и прямым текстом обвиняет в них политическую элиту.





1990-е
В постсоветской Армении наступили тяжелые времена, в том числе и для аниматоров. Роберт Саакянц проявил себя в этой ситуации без преувеличения как герой и спаситель армянской анимации. Этот режиссер всегда отличался повышенным запасом энергии, он рисовал быстро и много, а теперь он с таким же усердием выбивает заказы и обеспечивает работой своих друзей-аниматоров, да и сам продолжает делать мультики, в которых уже подавно не осталось ничего детского. "Топор" (1994) по сказке О.Туманяна опять поражает жестокостью и чернейшим юмором. "Ковчег" (1997) - внешне вроде бы милый детский мультик про зверюшек, но по смыслу мизантропический и постапокалиптический: человечество самоуничтожается, и животные ликуют по этому поводу под музыку оды "К радости". Природа наконец может вздохнуть спокойно.
"Победа" (1997) тоже маскируется под детскую сказку о богатыре, который сражается с трехголовым Змеем и выручает принцессу. Но с насилием опять перебор... Саакянц продолжает выпускать мультфильмы с политической сатирой: в фильме "Я тоже армянин" (2000) зашифрованы армянские политические деятели и происходящие в стране процессы, а мультик "Выборы" (1994), говорят, даже предопределил исход президентских выборов.







2000-е
В новом тысячелетии, когда появилась финансовая стабильность, Роберт Саакянц всё же возвращается к детской аудитории. До своей смерти в 2009 году режиссер выпустил десятки образовательных и познавательных мультфильмов для детей, но для нас они интереса не представляют.

***
На всякий случай хочу предупредить тех, кто заинтересуется творчеством Саакянца, о том, что не стоит причислять его к "депрессивным мизантропам" или к "художникам, ударившимся в политику". Какими бы чернушными ни были его мультфильмы на рубеже 80-90-х годов, в них всегда на первом плане - юмор и любовь к простым людям. Роберт Саакянц не мог оставаться в стороне, когда вокруг происходили чудовищные вещи, и выражал свою гражданскую позицию посредством анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments