altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Норман МакЛарен. "Крестный отец авторской анимации"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №10

В 2006 году специалисты от анимации составили список "100 лучших мультфильмов с 1908 по 2003 гг". От Макларена в списке - 4 работы, больше чем у кого-либо. Но не спешите их скачивать и смотреть - скорее всего вы будете разочарованы! Норман Макларен - в какой-то степени "святой" для тех, кто профессионально занимается анимацией или изучает ее теоретически, тогда как для массового зрителя работы шотландца в 90% случаев малоинтересны. Герой этой заметки заслуженно обрел культовый статус именно у специалистов-экспертов, он действительно многое сделал для развития анимации после Второй Мировой войны. Во-первых, его эксперименты и наработки повлияли на стиль множества известных аниматоров второй половины 20-го века. Во-вторых, он многое сделал и как организатор - в этом он похож на героя прошого выпуска, Александра Татарского.



Норман Макларен родился в Шотландии, закончил Школу искусств в Глазго, в 30-е годы работает как кинодокументалист, проводит свои первые эксперименты в анимации под влиянием работ Оскара Фишингера, Лен Лая. В 1941 году переезжает в Канаду, Монреаль вслед за своим покровителем Джоном Грирсоном, основателем National Film Board of Canada. 1941 - исторический год для мировой анимации, в это время Макларен здесь создает анимационную студию, которая со временем разрастается до крупного объединения талантливых аниматоров со всего мира. NFB при Макларене становится мировым центром авангардной анимации, противостоящей "коммерческим" диснеевцам. Самые значимые эксперименты в области анимации происходят именно здесь.

Что же представляет собой Норман Макларен как мультипликатор? Прежде всего, он экспериментатор. Часто на него навешивают ярлыки "авангардист", "абстрационист", но это не совсем справедливо. Норман всё-таки старался делать фильмы, интересные для любого зрителя. Другой вопрос, что они сильно отличались от популярной анимации, поэтому получали признание только у продвинутых мульт-гурманов. Тем не менее, посмотрим, что это за 4 мультика, которые вошли в список "100 лучших".

Begone Dull Care (Прочь скучные заботы, 1949) и Blinkity Blank (Мерцающая пустота, 1955) выполнены в любой для Макларена экспериментальной технике, которая называется "бескамерная анимация", когда изображение наносится прямо на пленку.





"Бескамерные" мультики Макларена напоминают ожившие абстрактные картины. Сюжета в них нет (или почти нет), а суть таких работ заключается в поиске гармонии между музыкой и изображением. Десятки абстрактных фильмов Макларена дают обширный материал для философских размышлений об особых способах восприятия реальности (см. статью "Пульсирующее бытие" А.Раппапорта в журнале "Киноведческие записки" №52). Для обычного зрителя подобные мультики - это приятный опыт визуализации прослушиваемой музыки.

Neighbours (Соседи, 1952) - самый известный фильм Нормана Макларена, получивший премию "Оскара" - но не в мультяшной номинации, а за "лучший короткометражный документальный фильм". В этом фильме сочетаются игровые съемки с актерами и техника pixilation, когда живые люди используются в качестве анимируемых предметов и снимаются покадрово. Позже эту технику будет использовать Ян Шванкмайер, а сейчас на youtube можно найти множество подобных прикольных видеороликов, как профессиональных так и любительских. "Соседи" - единственный мультфильм Макларена, который можно рекомендовать к просмотру каждому. Редкий случай для режиссера - здесь имеется сюжет! Начинается фильм как комедия о двух дружелюбных соседях, потом она трансформируется в боевик и заканчивается трагедией. Некоторые сцены даже могут шокировать! Фильм несет в себе пацифистский смысл и призывает всех жить дружно.



Четвертая работа из списка - "Па-де-де" (1968), но это не мультфильм, а скорее видеоарт.

Творчество Нормана Макларена обязательно для изучения теми, кто всерьез интересуется анимацией. Работы этого канадско-шотландского режиссера, включая учебные и рекламные ролики, незавершенные этюды, значительно расширяет понимание того, как вообще делается анимация.

Далее - подборка скриншотов, название мультфильма отображается при наведении курсором.























ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Лен Лай. Авангардист сам по себе

    Мастера короткометражной анимации, выпуск №14 Так странно распорядилась судьба, что один из самых заметных экспериментаторов в области…

  • Оскар Фишингер. Мастер визуализации

    Мастера короткометражной анимации, выпуск №4 Если помните, в Winamp'е (и в других аудиоплеерах) есть такая штука - Vizualization, плагин, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments