altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Майкла Пауэлла

Майкл Пауэлл входит в число самых известных и значимых британских режиссеров-классиков. Казалось бы, фигура такого масштаба должна быть хорошо изучена, однако в творческой биографии Пауэлла есть неясные моменты (особенно в том, что касается сотрудничества с Эмериком Прессбургером) и в анализе творчества можно наблюдать большой разброс оценок, что нехарактерно для классических шедевров - они могут кому-то не нравиться, но насчет их высокого художественного уровня сложно поспорить. С фильмами Пауэлла как раз нет такой очевидности, но уже есть культовый статус, который появился относительно недавно.



Когда я просмотрел фильмы Пауэлла, снятые им в одиночку и совместно с Прессбургером (их союз получил название "Лучники"), я пришел к выводу, что лучше бы он всегда снимал в одиночку. В различных статьях и обзорах, наоборот, пишут, что лучшие фильмы были созданы именно под брендом The Archers. Такое суждение, как мне кажется, основано на поверхностной оценке работ П&П, в которых впечатляющий визуал, подкрепленный отличной цветопередачей кинопленки Technicolor, действительно создает ощущение шедевральности и эпичности киноленты. У "Лучников" есть даже фанаты, которые, видимо, оказались покорены именно визуальным аспектом, "формой". Иногда в обсуждениях можно наблюдать радикальное проявление киноманства, с нетерпимым отношением к другой точке зрения. Большой любитель старого кино - киновед С. Кудрявцев - однажды заявил: "Поклонники Пауэлла и Прессбургера вообще какие-то чокнутые!"

При критичном рассмотрении совместных работ П&П порой поражаешься пропастью между "формой" и "содержанием", то есть между визуалом и сюжетом, диалогами. Высокий технический уровень, цветастые декорации и костюмы, конечно, впечатляют, но переигранный голливудский мелодраматизм, морализаторство, сюжетные провалы портят впечатление. Несмотря на такие спорные контрасты, лучшие фильмы "Лучников" достойны изучения. Если же взять одиночные работы Пауэлла, которых в доступе совсем немного, всех этих "минусов" там нет, тогда как визуальной красоты так же предостаточно. Зачем далеко ходить: главный шедевр режиссера - "Подглядывающий" - снят уже без Прессбургера.

В этом обзоре - пять фильмов Майкла Пауэлла (включая три под вывеской "Лучники"), которые должен посмотреть каждый кинолюбитель.

1937 - Край света / The Edge of the World



Этот скромный черно-белый фильм из раннего периода Пауэлла оказался не менее красивым, чем будущие яркие киноленты "Лучников". Интересно противопоставить минималистичную красоту "Края света" и вычурность, например, "Красных башмачков". В первом случае - больше честности, больше гармонии с природой. В этом фильме режиссер не пытается нагружать мозги зрителя эффектными сценами - он спокойно и искренне рассказывает грустную историю вынужденного отъезда людей с маленького острова возле Шотландии. "Край света" по стилистике и интонации напоминает будущие фильмы Ингмара Бергмана, снятые на острове Форё. В актерской игре нет никакой наигранности, разве что немного наивности.

1946 - Лестница в небо / Вопрос жизни и смерти / A Matter of Life and Death



В этом фильме Пауэлла и Прессбургера интересный замысел, который можно было бы вести на уровень качественной экзистенциальной драмы. Английский летчик Питер должен был погибнуть, но из-за недосмотра приставленного к нему ангела получает возможность еще пожить. Сколько именно пожить - решит небесный суд. Далее в сюжете начинается что-то странное: замечательную идею режиссеры превращают в некий политический заказ. Противопоставляются английская и американская социально-политические системы. Мелодраматическая линия в такой "компании" выглядит побитым щенком. В диалогах много пустых философских рассуждений - режиссеры как будто пытаются внушить зрителю какую-то мораль или открыть секрет "правильной жизни": любовь + честь + патриотизм - всё прямолинейно и скучно. Лишь отдельными сценами можно восхититься, да и фильм несмотря ни на что оставляет приятное впечатление. Кто из двух П виноват в этом провале (и в последующих)? Как распределялись роли между сорежиссерами-сценаристами до сих пор точно не известно.

1947 — Чёрный нарцисс / Black Narcissus



Где-то в Гималаях открывается новый женский монастырь со школой и больницей. Сестрам-монахиням придется столкнуться с бытовыми трудностями, с коварными особенностями менталитета местных жителей и - что самое сложное - с эмоциональными искушениями. В непривычных горных условиях монашкам сложно проявлять смирение, внутри просыпается и вырывается наружу женская сущность, для кого-то это чревато безумием. По описанию это могло быть религиозно-психологической драмой, что-то типа "Дьяволов" Кена Рассела. Но опять же, все "щели", сквозь которые просматривалось что-то смелое, настоящее, эпатажное, режиссеры заделали цементом под названием "вычурный визуал". В результате, всё, что касается психологической достоверности, в фильме истреблено. Хорошо сказал про фильм jeanix: "киноцветок из засушенного гербария". Нет претензий к актерской игре - видимо, за этот вопрос отвечал именно Майкл Пауэлл.

1948 — Красные башмачки / The Red Shoes



"Черный нарцисс" и "Красные башмачки" входят в число самых красивых фильмов за всю историю кино. В "Башмачках" визуал изначально выходит на первый план из-за многочисленных танцевальных сцен. По сути это фильм-балет с отдельными игровыми эпизодами. Понятно, что сюжет здесь выполняет формальную функцию. Если воспринимать "Красные башмачки" как балет - да, круто, впечатляюще красиво. Если воспринимать как мелодраму - полный провал. Актеры переигрывают, диалоги кажутся неестественными, сама история скучная и предсказуемая, а добивает здравый смысл нелепейший финал.

1960 — Подглядывающий / Peeping Tom



И вот он, главный шедевр Майкла Пауэлла, один из ключевых фильмов британского кино. Хочется употребить сослагательное наклонение "если бы...". Если бы не было бы никакого Прессбургера, между "Краем света" и "Подглядывающим" Пауэлл создал бы еще десяток шедевров. "Подглядывающий" - психопатологический триллер, вышедший в один год с "Психо" Хичкока. Фильм оказался скандальным для своего времени, из-за чего пострадала карьера режиссера. Сцены насилия по выразительности немного опередили свое время. Но основное значение фильма - не в раскрытии душевных расстройств героя, а в постижении смысла кинематографа. "Подглядывающий" - это "погружение в метафизическую сущность кинематографа", как выразился baron_wolf.

А теперь небольшой киноманский опрос:

Что лучше: Пауэлл как единственный режиссер или совместно с Прессбургером?

Пауэлл
4(26.7%)
Пауэлл и Прессбургер вместе
4(26.7%)
Примерно на одинаковом уровне
0(0.0%)
Плохо знаком(а) с их фильмами
7(46.7%)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments