altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Александр Алексеев. Оживлённые гравюры

Мастера короткометражной анимации, выпуск №8

Всё-таки мультипликация - удивительная, "волшебная" штука, заставляющая зрителя в течение нескольких минут покорно сидеть перед экраном и завороженно наблюдать за трансформацией образов. Какие только приспособления не придумывают мультипликаторы, чтобы "покорить" таким образом зрителя. Вот и Александр Алексеев придумал нечто диковинное, непонятное - вряд ли бы еще такое кому-нибудь могло прийти в голову. Называется его изобретение "игольчатый экран", представляющий собой полотно с 500 000 или 1 млн маленькими штырьками, которые можно отодвигать вперед и назад. Издалека они даже незаметны. За счет изменения отбрасываемых ими теней создается картинка, а из тысяч таких картинок образуется мультик. Вот как такое можно было придумать!


А.Алексеев и Клер Паркер работают с игольчатым экраном.

Александр Алексеев, хоть и имеет русское имя, всё же француз. Родился в России, детство провел в Турции, в 1920 году эмигрировал во Францию, где до самой смерти в 1982 году успел внести большой вклад во французскую культуру. Поэтому все его справедливо называют французским мультипликатором. В России же о нем вспомнили только в 90-е... Еще он  в 40-е годы, сложные для Европы, поработал в Канаде, которая притягивает к себе талантливых аниматоров со всего мира.

Изначально Алексеев - театральный художник-декоратор и книжный иллюстратор, работавший в жанре гравюры. Изобретенный в 1931 году игольчатый экран он использовал в первую очередь для создания иллюстраций к различным классическим произведениям. Анимация на игольчатом экране - это художественное развитие статичных гравюр, поэтому сам художник называл свои мультфильмы "оживленными гравюрами", т.е. приведенными в движение иллюстрациями.

Движение - ключевое понятие в художественной концепции Алексеева. Иллюзия движения - вот что больше всего его интересовало в искусстве. Так что неудивительно, что художник однажды стал мультипликатором. А мог бы стать и кинорежиссером, если бы не необходимость работать в коллективе. По мнению Александра Алексеева, коллективное творчество, которое по сути и представляет собой съемка кинофильма, искажает изначальный замысел автора. Поэтому наш герой выбрал мультипликацию, которая позволяет закрыться в кабинете на месяцы и творить одному. Правда, Алексеев творил не один - ему помогала жена Клер Паркер, полноценный соавтор мультфильмов мужа. Но больше никто в творческом процессе не участвовал.


Игольчатый экран крупным планом.


Инструменты для работы с игольчатым экраном.

Почему именно игольчатый экран - такой сложной в использований инструмент, который еще и как-то собрать надо? Во-первых, Алексеев стремился избегать влияния тенденций массового искусства (опять же, к вопросу о чистоте авторского замысла), а раз игольчатым экраном больше никто не пользуется, то и пересечений с популярной анимацией никаких быть не может. Во-вторых, как говорил сам аниматор, "рисованная мультипликация более подходит для комической, а не для поэтической атмосферы, характерной для моих гравюр".

Другими словами, Александр Алексеев - поэт от анимации, и игольчатый экран - именно тот метод, который позволял ему выразить поэтические образы в движении. "Выразить образ в движении - вот истинная цель искусства мультипликации". Красота движения, красота пребразования форм - вот главное художественное достижение игольчатого экрана. К сожалению, это тупиковая ветвь в развитии анимации. Не только потому, что это приспособление очень дорогое в производстве и очень сложное в использовании. Анимация с его помощью получается, безусловно, очень поэтичной, мягкой, завораживающей. Но вот парадокс: при создании движений теряется... динамика. А без динамики нельзя развить сюжет. Фильмы Алексеева практически не имеют сюжета - чтобы понимать происходящее, нужно знать сюжет оригинального произведения. По сути это анимированные иллюстрации к книжным (см. "Нос") и музыкальным произведениям (см. "Ночь на лысой горе"). В поэзии ведь тоже сюжет не так важен - в ней на первом плане чувства и образы. Как и у Алексеева.

Самые известные мультики, сделанные Алексеевым на игольчатом экране, - это "Ночь на Лысой горе" и "Нос". Разделяет их 30 лет (1933 и 1963 годы). Всего успел он сделать менее 10 мультиков с помощью данной техники.


"Ночь на Лысой горе", 1933.


"Нос", 1963.


"Мимоходом", 1943.

Возможно, потенциал игольчатого экрана не раскрыт по-настоящему. Может быть, с его помощью можно создавать мультики, по динамичности не уступающие "Ну погоди". Вряд ли мы об этом когда-нибудь узнаем... Сейчас с игольчатым экраном работают единицы в мире. Самый известный последователь Алексеева - канадец Жак Друэн.

... Но рано заканчивать рассказ об Александре Алексееве. Есть у него и второй пласт анимационного творчества, никак не связанный с игольчатым экраном, который особой прибыли не приносил. Основным источником заработка для него было создание коротких рекламных мультиков. Алексеев делал рекламу для кофе, сигарет, мыла, бензина и т.д. Его рекламные ролики - это настоящие произведения искусства, сейчас такие не делают (и, подозреваю, кроме Алексеева никто и не делал). Для их создания мультипликатор использовал предметы, различные хитроумные приспособления, визуальные эффекты. Эти работы наглядно показывают, что Алексеев активно эспериментировал с анимацией, не ограничиваясь своим главным изобретением, и делал это успешно.















ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments