altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Роман Качанов. "Добрый волшебник экрана"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №6

В этом цикле заметок главными героями становятся, как правило, представители авторской анимации, нестандартной, концептуальной, порой очень далекой от классических канонов. Роман Качанов в этом смысле - классик на 100%, но и Автором его назвать вполне можно. В его детских мультфильмах (за редким исключением) отсутствуют идеологическая нагрузка и занудное морализаторство. Благодаря гениальному "оживлению" кукольных и рисованных персонажей за счет незаметных деталей и психологических нюансов мультфильмы Качанова имели невероятный успех у детской аудитории, которая, по убеждению самого режиссера, остро чувствует ложь и подмену вечных ценностей идеологическими. Качанов с самого начала взял курс на честность с детьми, так что неудивительно, что самые известные его работы до сих пор востребованы и будут востребованы еще много поколений. Все знают Чебурашку и "Тайну третьей планеты" - это всё Качанов. Да, в его работах нет экспериментов, эпатажного абсурдизма или гипнотизирующего сюрреализма, что так привлекает любителей авторской анимации. Но достижения в русле традиционной анимации дают нам основание включить его в число самых выдающихся мастеров.

Р. А. Качанов - пример идеальной судьбы мультипликатора студии "Союзмультфильм". Карьера у талантливого художника (в детстве он рисовал плакаты и даже набивал наколки блатным) с самого начала пошла насыщенная: с середины 40-х до конца 50-х - работа с передовыми мастерами советской анимации в качестве ассистента и художника-мультипликатора; с начала 60-х - режиссер-мультипликатор, стабильно каждый год выпускающий по мультфильму; в начале 70-х - мегауспех с Чебурашкой; начало 80-х - еще один крупный успех с "Тайной третьей планеты", которую показывали в США и в других странах. Самый тяжелый этап в жизни Качанова - это, конечно же, война, в которой он участвовал как десантник. Во время войны увидел учебный американский видеоролик с анимационными вставками - этот эпизод и предопределил послевоенную профессию нашего героя.


В "Варежке" Качанов "снялся" в эпизодической роли - известно, что образ бульдога "срисован" с режиссера.

В мультипликации Романа Качанова нет единого стиля. Среди его шедевров есть и кукольные, и рисованные мультфильмы. Качанов - один из тех, кто повысил интерес зрителей-детей к кукольной анимации, которая всегда являлась чуть ли не второсортной в сравнении с динамичной, красочной рисованной. Куклы в мультиках часто выглядят неестественными, отталкивающими. Взрослый зритель может восхититься, например, экспериментами Иржи Трнки, но для ребенка такое зрелище - скорее стресс, чем удовольствие. Кукольные мультики Качанова, наоборот, получались "живыми", приятными и легкими для детского восприятия. Да что далеко ходить - возьмем Чебурашку, который полюбился детям по всему миру, стал символом "Союзмультфильма" и сочинской Олимпиады.




Я не буду рассказывать про самые известные творения Романа Абелевича, лучше остановлюсь на некоторых менее известных или подзабытых фильмах.

1959 - Влюблённый журавль
Одна из первых работ Качанова в качестве режиссера (совместно с Карановичем). Прежде всего, это очень красивый мультфильм, что нехарактерно для кукольной анимации. Замечательно передан восточный колорит, персонажи имеют яркий эмоциональный образ: вот злой повелитель пустыни, вот прекрасная хозяйка оазиса... Один из редких советских мультфильмов, который может доставить эстетическое наслаждение.



1966 - Потерялась внучка
Настоящий детский детектив! Здесь великолепный сюжет с двумя слоями восприятия (один - чисто криминальный, второй - в воображении девочки). Современному зрителю будет интересно посмотреть, как в миниатюрах воссозданы детали советской жизни.





1967 - Варежка
Это, я считаю, один из ключевых шедевров советской анимации и, возможно, лучший советский кукольный мультфильм. Здесь Качанов проявил себя как режиссер очень тонко чувствующий эмоции детей и родителей. Мульт хоть и детский формально, но и мамы с папами в нем без труда увидят раскрытие серьезных семейных проблем. "Варежка", на мой взгляд, - вершина творчества Качанова, абсолютно сбалансированная работа, не просто интересная по сюжету, но и очень чувственная, умная, без капли морализаторства.



1970 - Письмо
Своеобразный сиквел "Варежки", только вместо девочки - мальчик, уже постарше. Здесь тот же лиризм, много "взрослой" чувственности в сочетании с забавными детскими эпизодами. Также раскрывается тема семейных трудностей. Режиссер мастерски передает эмоции персонажей: в некоторых сценах прямо чувствуешь депрессивное состояние главной героини (мать ребенка).



1977 - Последний лепесток
С середины 70-х Качанов создает много рисованных мультфильмов, и "Последний лепесток" - один из лучших. Думаю, все его видели.



1986 - Чудеса техники
Последний фильм Романа Качанова, тоже рисованный. История достаточно наивная, особенно для современных детей, которые на "ты" с компьютерами и гаджетами. Тем не менее, в "Чудесах техники" интересно распознать некоторые намеки на будущие возможности компьютеров, кроме того, в мультике можно даже увидеть некоторые черты киберпанка.



В документальном фильме "Роман Качанов - лучший друг чебурашки" его коллеги и ученики чаще всего отмечают в режиссере такое качество, как доброта. "Добрый волшебник экрана" - так Гарри Бардин назвал своего учителя. И в его мультфильмах безусловно чувствуется тотальная доброта - детская аудитория ее мгновенно считывает. Вот, пожалуй, главная "фирменная фишка" Качанова.


ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments