altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Роман Качанов. "Добрый волшебник экрана"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №6

В этом цикле заметок главными героями становятся, как правило, представители авторской анимации, нестандартной, концептуальной, порой очень далекой от классических канонов. Роман Качанов в этом смысле - классик на 100%, но и Автором его назвать вполне можно. В его детских мультфильмах (за редким исключением) отсутствуют идеологическая нагрузка и занудное морализаторство. Благодаря гениальному "оживлению" кукольных и рисованных персонажей за счет незаметных деталей и психологических нюансов мультфильмы Качанова имели невероятный успех у детской аудитории, которая, по убеждению самого режиссера, остро чувствует ложь и подмену вечных ценностей идеологическими. Качанов с самого начала взял курс на честность с детьми, так что неудивительно, что самые известные его работы до сих пор востребованы и будут востребованы еще много поколений. Все знают Чебурашку и "Тайну третьей планеты" - это всё Качанов. Да, в его работах нет экспериментов, эпатажного абсурдизма или гипнотизирующего сюрреализма, что так привлекает любителей авторской анимации. Но достижения в русле традиционной анимации дают нам основание включить его в число самых выдающихся мастеров.

Р. А. Качанов - пример идеальной судьбы мультипликатора студии "Союзмультфильм". Карьера у талантливого художника (в детстве он рисовал плакаты и даже набивал наколки блатным) с самого начала пошла насыщенная: с середины 40-х до конца 50-х - работа с передовыми мастерами советской анимации в качестве ассистента и художника-мультипликатора; с начала 60-х - режиссер-мультипликатор, стабильно каждый год выпускающий по мультфильму; в начале 70-х - мегауспех с Чебурашкой; начало 80-х - еще один крупный успех с "Тайной третьей планеты", которую показывали в США и в других странах. Самый тяжелый этап в жизни Качанова - это, конечно же, война, в которой он участвовал как десантник. Во время войны увидел учебный американский видеоролик с анимационными вставками - этот эпизод и предопределил послевоенную профессию нашего героя.


В "Варежке" Качанов "снялся" в эпизодической роли - известно, что образ бульдога "срисован" с режиссера.

В мультипликации Романа Качанова нет единого стиля. Среди его шедевров есть и кукольные, и рисованные мультфильмы. Качанов - один из тех, кто повысил интерес зрителей-детей к кукольной анимации, которая всегда являлась чуть ли не второсортной в сравнении с динамичной, красочной рисованной. Куклы в мультиках часто выглядят неестественными, отталкивающими. Взрослый зритель может восхититься, например, экспериментами Иржи Трнки, но для ребенка такое зрелище - скорее стресс, чем удовольствие. Кукольные мультики Качанова, наоборот, получались "живыми", приятными и легкими для детского восприятия. Да что далеко ходить - возьмем Чебурашку, который полюбился детям по всему миру, стал символом "Союзмультфильма" и сочинской Олимпиады.




Я не буду рассказывать про самые известные творения Романа Абелевича, лучше остановлюсь на некоторых менее известных или подзабытых фильмах.

1959 - Влюблённый журавль
Одна из первых работ Качанова в качестве режиссера (совместно с Карановичем). Прежде всего, это очень красивый мультфильм, что нехарактерно для кукольной анимации. Замечательно передан восточный колорит, персонажи имеют яркий эмоциональный образ: вот злой повелитель пустыни, вот прекрасная хозяйка оазиса... Один из редких советских мультфильмов, который может доставить эстетическое наслаждение.



1966 - Потерялась внучка
Настоящий детский детектив! Здесь великолепный сюжет с двумя слоями восприятия (один - чисто криминальный, второй - в воображении девочки). Современному зрителю будет интересно посмотреть, как в миниатюрах воссозданы детали советской жизни.





1967 - Варежка
Это, я считаю, один из ключевых шедевров советской анимации и, возможно, лучший советский кукольный мультфильм. Здесь Качанов проявил себя как режиссер очень тонко чувствующий эмоции детей и родителей. Мульт хоть и детский формально, но и мамы с папами в нем без труда увидят раскрытие серьезных семейных проблем. "Варежка", на мой взгляд, - вершина творчества Качанова, абсолютно сбалансированная работа, не просто интересная по сюжету, но и очень чувственная, умная, без капли морализаторства.



1970 - Письмо
Своеобразный сиквел "Варежки", только вместо девочки - мальчик, уже постарше. Здесь тот же лиризм, много "взрослой" чувственности в сочетании с забавными детскими эпизодами. Также раскрывается тема семейных трудностей. Режиссер мастерски передает эмоции персонажей: в некоторых сценах прямо чувствуешь депрессивное состояние главной героини (мать ребенка).



1977 - Последний лепесток
С середины 70-х Качанов создает много рисованных мультфильмов, и "Последний лепесток" - один из лучших. Думаю, все его видели.



1986 - Чудеса техники
Последний фильм Романа Качанова, тоже рисованный. История достаточно наивная, особенно для современных детей, которые на "ты" с компьютерами и гаджетами. Тем не менее, в "Чудесах техники" интересно распознать некоторые намеки на будущие возможности компьютеров, кроме того, в мультике можно даже увидеть некоторые черты киберпанка.



В документальном фильме "Роман Качанов - лучший друг чебурашки" его коллеги и ученики чаще всего отмечают в режиссере такое качество, как доброта. "Добрый волшебник экрана" - так Гарри Бардин назвал своего учителя. И в его мультфильмах безусловно чувствуется тотальная доброта - детская аудитория ее мгновенно считывает. Вот, пожалуй, главная "фирменная фишка" Качанова.


ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments