altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Тони Скотт: почему он не реализовал свой талант?

Этот небольшой обзор посвящен режиссеру, за чей не реализованный в полной мере талант особенно обидно. Главная его беда (а может быть - вынужденная уступка) - отсутствие в его фильмах некоего "общего знаменателя", когда все составляющие подгоняются под единый замысел. Другими словами, фильмы Тони Скотта удивительно несбалансированы: отдельные компоненты выполнены мастерски, фактически на шедевральном уровне (в первую очередь это визуальная сторона, умение держать зрителя в напряжении), тогда как другие (в основном, связанные с сюжетом) поражают глупостью, непродуманностью и очень обидным образом портят общее впечатление. Конечно, были продюссеры, требовавшие от режиссера придерживаться определенной линии, которая принесет максимальный доход (Тони Скотт быстро стал коммерчески успешным режиссером). С другой стороны, у Тони наверняка была возможность войти в ограниченное число элитных режиссеров-авторов (а не "крепких ремесленников) типа Малика, П.Т.Андерсона, способных не только делать СВОЁ кино, но и приносить немалую прибыль. Как там было всё на самом деле, мы может только догадываться. Возможно, где-то в этом компромиссе между талантом и коммерцией кроется причина загадочного самоубийства Тони Скотта...



Если взять самые известные его работы и проанализировать то, что про них пишут простые зрители и опытные киноманы, то вырисовывается такая тенденция: фильмы как минимум нескучные, но часто встречаются обвинения в глупости сюжета. Многие любят фильмы Тони Скотта, но любят как guilty pleasure, то есть вопреки их очевидным недостаткам. Любят за стиль, за динамику, за проблески "авторского" таланта режиссера. В целом, творчество Скотта, да и он сам вызывают симпатию, но как только в нашей голове включается "внутренний критик", рука не поднимается поставить высокую оценку.

Посмотрим на примерах, насколько очевидным, ярким был кинематографический талант младшего Скотта и как глупо он "сливался" в угоду прибыли, а в некоторых случаях, как мне кажется - из-за того, личных комплексов и страхов Тони, который со временем всё острее ощущал свою творческую нереализованность.

1983 - Голод / The Hunger

"Голод" - это яркая демонстрация высокого эстетического вкуса Тони Скотта. Визуальная эффектность этой вампирской драмы гипнотизирует, каждая деталь, игра со светом восхищают изысканностью. Вот только сюжет теряется между отдельными красивыми сценами, визуальная форма жестоко расправляется над содержанием. Как остроумно выразился timur0, "Голод" - "это такая длинная реклама, только непонятно, что именно рекламируется - вампиризм или лесбиянство?" Как известно, до кино Тони Скотт снимал рекламу и видеоклипы, и соответствующий стиль преобладает и в "Голоде", и в следующих фильмах. Как художественный прием это уместно, но в меру. В данном фильме Скотт перестарался, видимо, из-за переизбытка желания показать всему миру, что в большое кино пришел новый суперталантливый художник. Впрочем, "Голоду" можно простить сюжетные провисания - вы можете погрузиться в атмосферу и получить удовольствие. Стиль здесь действительно великолепен!



1986 - Топ Ган / Top Gun

"Топ Гану" также можно простить сюжетные недочеты (он очень прост и до не приличия предсказуем), ведь экшн-сцены с самолетами выполнены шедеврально. Тони Скотт вновь демонстрирует высокий визуальный стиль, которым смогут насладиться не только любители авиации. Вызывает недоумение прямолинейный патриотизм фильма, упрощенное деление мира на "своих" и "чужих". Что-то подобное, наверное, снимают в Северной Корее. Как будто режиссер настолько увлекся рекламно-клиповым стилем в "Топ Гане", что попросту запустил идеологическую составляющую. В результате получилась такая несбалансированная работа с массой эффектных сцен и с выпирающими идеологическими глупостями. А могла бы получиться уникальная эстетская экшн-драма, правда, с меньшими гарантиями коммерческого успеха. В итоговом виде "Топ Ган", конечно, пользовался успехом у американской аудитории...



1991 - Последний бойскаут / The Last Boy Scout

Читаешь отзывы, везде пишут: крутой боевик! Но если убрать Брюса Уиллиса (возможно, лучшая его роль), боевик из "крутого" резко превращается в "заурядный". Здесь всё держится на образе Уиллиса, актер так прекрасно вжился в роль сыщика, как будто заключившего сделку со смертью, что не обращаешь внимание на сюжетные недочеты и общую нереалистичность. Думается, если бы Тони Скотт снял с этим же актером и аналогичным персонажем нео-нуар или мистический триллер - вот это был бы шедевр! Но режиссер всё же не пошел на эксперимент и взялся за популярный жанр боевика, опять же гарантирующий большую прибыль на сборах.



1993 - Настоящая любовь / True Romance

После ряда успешных работ Тони Скотт мог позволить себе всё что угодно. Середина 90-х для него - отличное время для полной реализации творческих способностей, и Тони пробует себя в авторском кино. Но тотальной ошибкой, как мне кажется, стал выбор тарантиновского сценария. Тони Скотт в "Настоящей любви" вновь показал себя мастером саспенса, построения отдельных сцен, визуального стиля, работы с актерами и т.д., но передать специфический тарантиновский юмор ему не удалось. В итоге получилась стильная романтическая глупость, фильм по большому счету не имеет особого смысла. По отдельности всё хорошо, но если смотреть издалека - пазл складывается очень коряво.



2005 - Домино / Domino

У меня эта криминальная экшн-драма ассоциируется с отчаянным жестом обиженного непризнанного гения, который словно кричит нам: вот! вот, смотрите, как я умею! Визуал у Т.Скотта, как обычно, прекрасен, но здесь его чересчур много. Режиссер явно переборщил с визуальными эффектами. Что-то подобное было в "Голоде", но там это воспринималось как нечто свежее, необычное, вкусное. "Домино" - это уже пресыщение. Во время просмотра сбивают с толку неоправданные сюжетные завихрения. Кислотная стилистика намекает, что всё происходящее, возможно, нереально и представляет собой наркотические видения главных героев. Кажется, режиссер сам запутался в своих творческих поисках, поэтому цельного произведения опять не получилось. Отдельные элементы прекрасны, общее впечатление - непонятное.



2010 - Неуправляемый / Unstoppable

В своем последнем фильме Тони Скотт повторяет прежние ошибки. Здесь мы видим эффектные сцены с поездами, с актерами - порядок, сюжет вроде бы адекватный. Но если присмотреться... В фильме есть два эпизода, когда два управляемых состава чудом не сталкиваются с неуправляемым. Оба раза поезда разминулись в последний момент - как шаблонно! Можно использовать шаблон один раз, но два раза - уже неприлично. Причем, в первом поезде были дети - дешевая спекуляция на переживаниях зрителя. Более того, в плане развития сюжета этот эпизод не имел никакого значения. Я не знаю, что творилось в голове и в душе режиссера во время съемок. Могу только предположить: упустив возможности состояться в качестве режиссера высокобюдетного авторского кино, Тони Скотт решил хотя бы закрепить за собой статус выдающегося экшн-режиссера. Но поспешил и наделал ошибок. Обидно...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments