altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Оскар Фишингер. Мастер визуализации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №4

Если помните, в Winamp'е (и в других аудиоплеерах) есть такая штука - Vizualization, плагин, который формирует причудливое изображение геометрических форм, меняющихся в зависимости от ритма музыки. Так вот, эту "фишку" фактически придумал немец Оскар Фишингер в 20-х годах прошлого века. И это только один пример того, как его эксперименты с анимацией повлияли на развитие визуальных эффектов в кино, рекламе и т.д.


Портрет Фишингера, художник Kim Ryu.

Оскар Фишингер - один из пионеров авангардной анимации, выдающийся представитель т.н. абстрактной, беспредметной анимации. Что это значит: в большинстве его работ (которые он называл "этюдами") мы видим всевозможные геометрические фигуры, "танцующие" под музыку. Никаких персонажей (людей, животных) или привычных предметов. Для звукового сопровождения Оскар чаще всего использовал классическую музыку в оркестровом исполнении. Вкратце концепцию Фишингера можно обозначить так: соединение цвета, форм и музыки. В анимации есть специальный термин для подобного искусства - "светомузыкальное кино". В наше время проще использовать выражение "визуализация звука", а Оскар Фишингер - один из первых ее мастеров.

Наш экспериментатор с 1920-х годов и до конца жизни (умер в 1967-м) искал связь между музыкальным ритмом и абстрактными изображениями, которые возникают в воображении слушателя. Самая известная работа Фишингера, визуализирующая музыкальное произведение - это "Композиция в голубом" (1935 г.). В этом небольшом фильме мы видим своеобразный перфоманс разноцветных объемных фигур, чьи движения подчинены законам симметрии и гармонии. В других фильмах Фишингер работает с двухмерным пространством, поэтому они не такие захватывающие, хотя ощущение объемности все равно возникает ("Круги", "Оптическая поэма", "Движущаяся живопись" и др.).



Оскар Фишингер - Экспериментатор с большой буквы. Когда в Германии к власти пришли нацисты (которые считали абстрактную анимацию "дегенеративным" искусством), Фишингер эмигрировал в США, как и многие другие немецкие деятели культуры. И дела за океаном у него пошли неплохо: художник продолжал создавать свои абстрактные мультфильмы, сотрудничал с Диснеем (созданный им эпизод для диснеевской "Фантазии" оказался невостребованным), а в конце 40-х годов даже изобрел лумиграф - прибор для получения световых спецэффектов. Сейчас можно с уверенностью заявить, что Оскар Фишингер был одним из тех ранних экспериментаторов, которые заложили базу в развитии визуальных эффектов в массовой культуре.

Подборка скринов из этюдов Оскара Фишингера (название отображается при наведении курсором):

1926 - Спирали

1927 - Духовные конструкции

1927 - Эксперименты с воском

1930 - Этюд N6

1933 - Круги

1935 - Композиция в голубом

1936 - Allegretto

1937 - Оптическая поэма

1942 - Radio Dynamics

1947 - Движущаяся живопись

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments