altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Среди серых камней" (1983, СССР, Кира Муратова)

Этот фильм находится где-то на задворках муратовской фильмографии. Сложная судьба была у этой картины, истерзанной цензурой. Тем интереснее находить в ней нечто парадоксально мощное и поражающее в сердце, оставшееся за пределами внимания (точне - за пределами чувствования) цензоров, поколения советских зрителей, да и сама Кира Георгиевна, уверен, не расчитывала на подобный эффект.


Потому что, казалось бы, обстоятельства предопределили то, что фильм будет "проходным", бесцельным. Во-первых, рассказ Короленко, на основе которого написан сценарий, не считается каким-то выдающимся произведением. Хотя идея интересна - столкновение в детском сознании двух миров: родного аристократического и чуждого маргинального.
Во-вторых, с кинематографической точки зрения, в фильме много недостатков: неровная композиция, отсутствие интонации (повествование идет остраненно, как будто автор равнодушен к происходящему), не идеальная игра актеров (это позже у Муратовой привлечение непрофессиональных актеров станет фирменным знаком) и прочее. В-третьих, вмешательство цензуры. Говорят, что авторская версия фильма безвозвратно утеряна.
Можно предположить, что Кира Муратова устала бороться за целостность своего творения, махнула на него рукой и убрала свое имя из титров. И каким-то непостижимым образом получилось уникальное произведение киноискусство, лаконичное по содержанию, по эмоциям. Но мы ощущаем дух этих серых кладбищенских камней, пропитанных равнодушием и раскаянием одновременно. Так же и отец мальчика в исполнении Говорухина - олицетворение равнодушия к человеческим страданиям - в конце фильма обретает новые и загадочные для себя ощущения жалости и сострадания. Для нас, конечно же, эти ощущения совсем не новые, но испытываем их так, как когда-то впервые испытывали будучи детьми.
Мы начинаем чувствовать болезненно-мрачную (здесь подходит современный эпитет - готичную) и прохладную энергетику этих развалин. Каким образом это передается? Может быть дело в освещении или в операторской работе? Трудно понять. Возможно, "Среди серых камней" - фильм-предвозвестник будущих муратовских открытий, выраженные здесь подсознательно и интуитивно, поэтому пока их не видно...

uqr:
"Я смотрела сегодня "Среди серых камней" Киры Муратовой и дрожала всем телом от картинок, звуков и запахов. каждый кадр - фотография, у нее всегда так. А люди вставали и уходили. я не понимаю сегодня людей. впрочем, как и всегда".

vlush:
"Среди серых камней" считается самым неудачным фильмом биографии Киры Муратовой. У меня возникло ощущение, что она намеренно порвала с лиризмом предыдущего периода ("Короткие встречи" - "Долгие проводы" - "Познавая белый свет"), так или иначе, не без помощи разных жизненных обстоятельств, открыв в себе тягу к эстетическому радикализму (в самом высоком смысле слова)".

Вася (Игорь Шарапов)

Маруся (Оксана Шлапак)

Валентин (Сергей Попов)

Отец (Станислав Говорухин)
Tags: Кира Муратова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments