altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пауль Верхувен - мастер смешения жанров

Считается, если в человеке "живет" несколько личностей, то он душевнобольной. Кинорежиссер Верхувен не похож на больного, но у меня возникает ощущение, что в нем комфортно уживается пара личностей. Одну зовут Пауль Верхувен, вторую - Пол Верховен. Первый - признанный классик европейского авторского кино (эстетского, малобюджетного), второй - успешный голливудский режиссер зрелищных боевиков и триллеров. Может быть, он такой везунчик-приспособленец, раз умудрился сделать завидную карьеру по обе стороны Атлантики, но если анализировать его фильмы, можно выделить в них нечто общее - использование в одном произведении нескольких жанров, порой противоположных, несочетаемых. Как будто два совершенно разных режиссера сняли по очереди фильмы по одному сценарию, с теми же актерами, в тех же декорациях и т.д., а потом смонтировали отснятое в один фильм. И смотрится ЭТО в результате вполне гармонично, цельно и очень даже интересно.



Главная "фирменная фишка" Верхувена - уникальное умение смешивать жанры так, чтобы ни один из них не перетягивал одеяло на себя. Один жанр может плавно перетекать в другой (что происходит в некоторых ранних работах режиссера), но чаще два или три жанра "живут" в фильме параллельно, не мешая друг другу - такое в кино встречается гораздо реже. Посмотрим на конкретных примерах, как Верхувен это делает.

1973 / Турецкие сладости / Turks fruit
Жанры: эпатажная сатирическая комедия / мелодрама / трагедия
Тот случай, когда жанр мастерски перетекает в другой, и в процессе этого перетекания в полной мере раскрывается характер главного героя. Отношение к нему меняется у зрителя противоположным образом. Поначалу герой Рутгера Хауэра воспринимается хулиганом-бунтарем с большим запасом агрессии. Кажется, что он способен даже на убийство (фильм начинается с того, как герой в воображении убивает возлюбленную и ее жениха, но зрителю какое-то время кажется, что это произошло на самом деле). Обилие эпатажных, сатирических сцен убеждают нас, что мы смотрим кино о молодых бунтарях-лентяях, но дальнейшие события всё меняют: характер Хауэра удивительным образом гармонично перестраивается и в итоге получается благородный романтический образ мужчины, принимающего ответственность за свои поступки. Завершающие сцены в больнице и вовсе многих заставят прослезиться.



1979 / Заводные / Spetters
Жанры: молодежная комедия / социальная драма
Верхувен снова "обманывает" зрителя, подавая первую половину фильма как типичную молодежную комедию, опять же, с большим количеством эпатажа, откровенных сцен. Ничего не предвещает трагического финала, но режиссер мастерски, жестоко разрушает иллюзии героев - молодых парней-гонщиков. По сути здесь происходит разрушение жанра молодежной комедии. "Заводные" - фильм о том, что лучше не шутить с серьезными вещами.



1983 / Четвёртый мужчина / De vierde man
Жанры: мистический триллер / черная комедия
В этой киноленте вроде бы есть всё, чтобы назвать ее качественным мистическим триллером: специфическая атмосфера, напоминающая будущие фильмы Линча "Синий бархат" и "Шоссе в никуда", загадки, символы, вещие сны, магия, роковая женщина... Но Верхувен вываливает на зрителя слишком много подсказок: главного героя преследуют знаки, по которым мы без труда сможем предсказать дальнейшее развитие событий. Титры в начале, собственно. раскрывают суть сюжета о "черной вдове". Понятно, что мистика здесь - внешний слой, это не главное. А вот иронии в фильме хоть отбавляй! Режиссер пародирует типичные приемчики из мистических триллеров, при этом давая возможность зрителю насладиться фильмом именно как отличным эстетским триллером. Те, кто заглядывают глубже, оценят оригинальную структуру фильма и интеллектуальные режиссерские находки. Прекрасный пример, когда два жанра существуют параллельно и друг другу не мешают.



1987 / Робокоп / RoboCop
Жанры: боевик / экзистенциальная драма
"Робокоп" - не просто очередная фантастическая история о киборге, который сражается с плохими дяденьками. Можно найти в фильме и более глубокий смысл: это история о существе, которое пытается осознать себя живым, и это чудесным образом получается. Но опять же, чтобы получить удовольствие от просмотра, необязательно погружаться дальше первого - зрелищного, с погонями, стрелялками - слоя. С другой стороны, Верхувен незаметно для продюссеров расширяет жанровые рамки и позволяет нам лишний раз задуматься о том, что есть жизнь... Вот и получается, что "Робокоп" - это боевик и экзистенциальная драма одновременно.



1992 / Основной инстинкт / Basic Instinct
Жанры: детектив / мелодрама / эротический триллер
Зритель до последних минут точно не знает, что смотрит: полицейское расследование, любовную историю или психопатологический триллер? Интересное описание жанра можно найти у kinanet: "образец фрейдистко-мазохистского кинематографа с криминальным сюжетом". В этом фильме борьба происходит не только между героями, но и между жанрами. И победителя нет на самом деле. Точнее есть - это фирменная режиссерская ирония.



1997 / Звёздный десант / Starship Troopers
Жанры: фантастический боевик со спецэффектами/ пародийная комедия
... ирония, которая в "Звездном десанте" пронизывает вообще всё. Для массового зрителя это - суперзрелищный космический боевик с крутыми визуальными эффектами, но не нужно быть сверхинтеллектуальным зрителем, чтобы увидеть сарказм режиссера, высмеивание не только жанровых шаблонов, но и стереотипов, под влиянием которых определяют свое будущее молодые американцы. Если в 97-м году замысел Верхувена, может быть, сложно было разглядеть, , то сейчас, спустя 20 лет, "Звездный десант" однозначно воспринимается как пародийная черная комедия.



2000 / Невидимка / Hollow Man
Жанры: научно-фантастическая драма / слэшер
Пожалуй, единственный случай у Верхувена, когда смешение жанров не пошло фильму на пользу. Примерно первые две трети фильма - увлекательная история о научном открытии, напоминающая sci-fi-драмы "Муха" Кроненберга и "Человек-невидимка" Карпентера. Последняя треть - это резня, которую kinanet называет "бездумной и затянутой мочиловкой в подземной лаборатории". Фильм в итоге не удовлетворяет ни любителей научной фантастики, ни поклонников триллеров. Редкая неудача в фильмографии Верхувена, творчество которого в целом удерживается на высоком уровне до сегодняшнего дня.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments