altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пауль Верхувен - мастер смешения жанров

Считается, если в человеке "живет" несколько личностей, то он душевнобольной. Кинорежиссер Верхувен не похож на больного, но у меня возникает ощущение, что в нем комфортно уживается пара личностей. Одну зовут Пауль Верхувен, вторую - Пол Верховен. Первый - признанный классик европейского авторского кино (эстетского, малобюджетного), второй - успешный голливудский режиссер зрелищных боевиков и триллеров. Может быть, он такой везунчик-приспособленец, раз умудрился сделать завидную карьеру по обе стороны Атлантики, но если анализировать его фильмы, можно выделить в них нечто общее - использование в одном произведении нескольких жанров, порой противоположных, несочетаемых. Как будто два совершенно разных режиссера сняли по очереди фильмы по одному сценарию, с теми же актерами, в тех же декорациях и т.д., а потом смонтировали отснятое в один фильм. И смотрится ЭТО в результате вполне гармонично, цельно и очень даже интересно.



Главная "фирменная фишка" Верхувена - уникальное умение смешивать жанры так, чтобы ни один из них не перетягивал одеяло на себя. Один жанр может плавно перетекать в другой (что происходит в некоторых ранних работах режиссера), но чаще два или три жанра "живут" в фильме параллельно, не мешая друг другу - такое в кино встречается гораздо реже. Посмотрим на конкретных примерах, как Верхувен это делает.

1973 / Турецкие сладости / Turks fruit
Жанры: эпатажная сатирическая комедия / мелодрама / трагедия
Тот случай, когда жанр мастерски перетекает в другой, и в процессе этого перетекания в полной мере раскрывается характер главного героя. Отношение к нему меняется у зрителя противоположным образом. Поначалу герой Рутгера Хауэра воспринимается хулиганом-бунтарем с большим запасом агрессии. Кажется, что он способен даже на убийство (фильм начинается с того, как герой в воображении убивает возлюбленную и ее жениха, но зрителю какое-то время кажется, что это произошло на самом деле). Обилие эпатажных, сатирических сцен убеждают нас, что мы смотрим кино о молодых бунтарях-лентяях, но дальнейшие события всё меняют: характер Хауэра удивительным образом гармонично перестраивается и в итоге получается благородный романтический образ мужчины, принимающего ответственность за свои поступки. Завершающие сцены в больнице и вовсе многих заставят прослезиться.



1979 / Заводные / Spetters
Жанры: молодежная комедия / социальная драма
Верхувен снова "обманывает" зрителя, подавая первую половину фильма как типичную молодежную комедию, опять же, с большим количеством эпатажа, откровенных сцен. Ничего не предвещает трагического финала, но режиссер мастерски, жестоко разрушает иллюзии героев - молодых парней-гонщиков. По сути здесь происходит разрушение жанра молодежной комедии. "Заводные" - фильм о том, что лучше не шутить с серьезными вещами.



1983 / Четвёртый мужчина / De vierde man
Жанры: мистический триллер / черная комедия
В этой киноленте вроде бы есть всё, чтобы назвать ее качественным мистическим триллером: специфическая атмосфера, напоминающая будущие фильмы Линча "Синий бархат" и "Шоссе в никуда", загадки, символы, вещие сны, магия, роковая женщина... Но Верхувен вываливает на зрителя слишком много подсказок: главного героя преследуют знаки, по которым мы без труда сможем предсказать дальнейшее развитие событий. Титры в начале, собственно. раскрывают суть сюжета о "черной вдове". Понятно, что мистика здесь - внешний слой, это не главное. А вот иронии в фильме хоть отбавляй! Режиссер пародирует типичные приемчики из мистических триллеров, при этом давая возможность зрителю насладиться фильмом именно как отличным эстетским триллером. Те, кто заглядывают глубже, оценят оригинальную структуру фильма и интеллектуальные режиссерские находки. Прекрасный пример, когда два жанра существуют параллельно и друг другу не мешают.



1987 / Робокоп / RoboCop
Жанры: боевик / экзистенциальная драма
"Робокоп" - не просто очередная фантастическая история о киборге, который сражается с плохими дяденьками. Можно найти в фильме и более глубокий смысл: это история о существе, которое пытается осознать себя живым, и это чудесным образом получается. Но опять же, чтобы получить удовольствие от просмотра, необязательно погружаться дальше первого - зрелищного, с погонями, стрелялками - слоя. С другой стороны, Верхувен незаметно для продюссеров расширяет жанровые рамки и позволяет нам лишний раз задуматься о том, что есть жизнь... Вот и получается, что "Робокоп" - это боевик и экзистенциальная драма одновременно.



1992 / Основной инстинкт / Basic Instinct
Жанры: детектив / мелодрама / эротический триллер
Зритель до последних минут точно не знает, что смотрит: полицейское расследование, любовную историю или психопатологический триллер? Интересное описание жанра можно найти у kinanet: "образец фрейдистко-мазохистского кинематографа с криминальным сюжетом". В этом фильме борьба происходит не только между героями, но и между жанрами. И победителя нет на самом деле. Точнее есть - это фирменная режиссерская ирония.



1997 / Звёздный десант / Starship Troopers
Жанры: фантастический боевик со спецэффектами/ пародийная комедия
... ирония, которая в "Звездном десанте" пронизывает вообще всё. Для массового зрителя это - суперзрелищный космический боевик с крутыми визуальными эффектами, но не нужно быть сверхинтеллектуальным зрителем, чтобы увидеть сарказм режиссера, высмеивание не только жанровых шаблонов, но и стереотипов, под влиянием которых определяют свое будущее молодые американцы. Если в 97-м году замысел Верхувена, может быть, сложно было разглядеть, , то сейчас, спустя 20 лет, "Звездный десант" однозначно воспринимается как пародийная черная комедия.



2000 / Невидимка / Hollow Man
Жанры: научно-фантастическая драма / слэшер
Пожалуй, единственный случай у Верхувена, когда смешение жанров не пошло фильму на пользу. Примерно первые две трети фильма - увлекательная история о научном открытии, напоминающая sci-fi-драмы "Муха" Кроненберга и "Человек-невидимка" Карпентера. Последняя треть - это резня, которую kinanet называет "бездумной и затянутой мочиловкой в подземной лаборатории". Фильм в итоге не удовлетворяет ни любителей научной фантастики, ни поклонников триллеров. Редкая неудача в фильмографии Верхувена, творчество которого в целом удерживается на высоком уровне до сегодняшнего дня.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments