altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Фирменные фишки" Михаэля Ханеке

Ханеке - один из самых выдающихся современных режиссеров авторского кино. Очень серьезный дяденька, поэтому даже неловко использовать в отношении его работ легкомысленное словосочетание "фирменные фишки". Это скорее основополагающие идеи его мизантропической кинофилософии. Фильмы Ханеке дают массу вариантов интерпретаций, о которых можно писать трактаты, но мы "пройдемся по верхам" и обратим внимание на самые очевидные мотивы в его творчестве, которые позволяют нам воспринимать Ханеке как самобытного и очень продуманного мастера кино.

1. Насилие
Самое частое слово, встречающееся в посвященных фильмам Ханеке обзорах, рецензиях, статьях, - это насилие. Можно смело упростить и при этом недалеко уйти от истины, если заявить, что кино Ханеке - о разного рода насилии. Насилие человека над человеком, социума над человеком, человека над собой. Вся доступная фильмография австрийского режиссера - это своеобразная энциклопедия насилия в современном западном обществе. Самый известный его фильм - "Забавные игры" 2007 года - шокирует сценами немотивированного насилия. Ранние работы "Седьмой континент" и "71 фрагмент хронологии случайностей" показывают, к чему приводит давление социума на личность, а именно к ответной агрессивной реакции и к саморазрушению. Получившая множество наград "Любовь" кажется мелодрамой или трагической романтической драмой о жизни пожилых людей, но в итоге ключевой становится опять же сцена насилия ближе к финалу.

2007 - Забавные игры

2. Жесткость детская и подростковая
Углубляясь в тему насилия, Ханеке особое внимание уделяет детской жестокости. Режиссер, словно профессор психологии не хуже Фрейда, вскрывает глубинные причины зарождения в людях и в обществе импульсов насилия. Всё идет из детства. Прекрасная иллюстрация - "Белая лента" с подзаголовком "История немецких детей". Зная время действия, зритель понимают явный режиссерский намек: показанные в фильме дети пастора вырастут в тех нацистов, которые покажут всему миру, насколько жестокими могут быть люди. Истоки детской жестокости - в патриархальном воспитании, в котором имеют место бессмысленные наказания, лицемерие родителей, подавление детской личности. Вот и вырастают потом маленькие монстры.

"Если хотите описать конфликты или властные отношения в обществе, это важный элемент, потому что всякий раз, когда применяется власть, дети находятся на самой нижней ступеньке иерархии и становятся принимающей стороной. И каждый ребенок любопытным образом трансформирует этот опыт". (из интервью)

"Белая лента" - единственный фильм Ханеке, действие в котором происходит много лет назад (есть еще внеисторический "Замок", экранизация Кафки). Показывая современное общество, режиссер делает акцент на подростковой жестокости - прежде всего это фильмы "Видео Бенни", "Забавные игры". Если в первой работе можно проследить влияние родителей на ребенка-монстра (примерно как в "Белой ленте"), то в "Забавных играх" "монстры" окончательно вышли на свободу и безнаказанно творят зло. К чему это приведет - смотрите в фильме "Время волков", где тоже есть сцены детской жестокости.

2009 - Белая лента

3. Кризис буржуазного общества
Если еще больше погрузиться в психологию по методу Ханеке, изучавшего истоки человеческой жесткости, то мы увидим изначальную дикую природу человека. Прошли тысячи лет, появилась цивилизация, но она - всего лишь прикрытие агрессивной звериной натуры, которая рано или поздно прорвется наружу и наступит конец цивилизации. Как это будет выглядеть на примере западного буржуазного общества, Ханеке показывает в фильме "Время волков". Здесь эта тема раскрыта тотально, а в более частных вариантах - это фильмы "Седьмой континент", "Код неизвестен", "Скрытое", "Пианистка". За внешним благополучием кроются депрессия, страх. Смотря эти фильмы Ханеке, понимаешь, что у нас не всё так плохо )) Но все-таки надо помнить, что это взгляд одного человека - Михаэля Ханеке. Хотя его "аргументация" впечатляет...

1997 - Забавные игры

4. Экзистенциальность
Логическое продолжение темы кризиса общества - экзистенциальный кризис отдельного человека, то есть отчужденность, потеря смысла жизни, непонимание того, что вокруг происходит и почему. У Ханеке это замечательно показано в фильмах "Пианистка", "Скрытое", "Любовь" и др. Поэтому, как мне кажется, основной жанр кино Ханеке - это экзистенциальная трагедия, и неслучайно он экранизировал именно "Замок" Кафки - шедевр экзистенциальной литературы. Если вы ищете в кино идеи о смыслах существования, то Ханеке - ваш режиссер.

2001 - Пианистка

5. Визуальный минимализм
Мастерство Михаэля Ханеке - в том, что он достигает эффекта с минимальными визуальными средствами. В его фильмах нет никаких спецэффектов, красивых костюмов и интерьеров, пейзажей и т.п. Ему не нужные никакие Любецкие )) (исключение - "Белая лента" с атмосферным черно-белым изображением и впечатляющими зимними пейзажами). С другой стороны, нельзя сказать, что его фильмы некрасивые. Например, в "Седьмом континенте" режиссер очень "вкусно" показывает бытовые предметы (кассовый аппарат с кнопочками, на которые хочется понажимать; аккуратно уложенная дорожная плитка; зубные щетки в чистеньких стаканчиках), а в конце - не менее "аппетитно" то, как они ломаются, разбиваются, уничтожаются. В "Забавных играх" есть несколько минималистичных символичных кадров, которые усиливают атмосферу тотальной жестокости (разбившиеся яйца, катящийся мяч для гольфа, телевизор с кровавыми брызгами).

1989 - Седьмой континент

2007 - Забавные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments