altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Фирменные фишки" Михаэля Ханеке

Ханеке - один из самых выдающихся современных режиссеров авторского кино. Очень серьезный дяденька, поэтому даже неловко использовать в отношении его работ легкомысленное словосочетание "фирменные фишки". Это скорее основополагающие идеи его мизантропической кинофилософии. Фильмы Ханеке дают массу вариантов интерпретаций, о которых можно писать трактаты, но мы "пройдемся по верхам" и обратим внимание на самые очевидные мотивы в его творчестве, которые позволяют нам воспринимать Ханеке как самобытного и очень продуманного мастера кино.

1. Насилие
Самое частое слово, встречающееся в посвященных фильмам Ханеке обзорах, рецензиях, статьях, - это насилие. Можно смело упростить и при этом недалеко уйти от истины, если заявить, что кино Ханеке - о разного рода насилии. Насилие человека над человеком, социума над человеком, человека над собой. Вся доступная фильмография австрийского режиссера - это своеобразная энциклопедия насилия в современном западном обществе. Самый известный его фильм - "Забавные игры" 2007 года - шокирует сценами немотивированного насилия. Ранние работы "Седьмой континент" и "71 фрагмент хронологии случайностей" показывают, к чему приводит давление социума на личность, а именно к ответной агрессивной реакции и к саморазрушению. Получившая множество наград "Любовь" кажется мелодрамой или трагической романтической драмой о жизни пожилых людей, но в итоге ключевой становится опять же сцена насилия ближе к финалу.

2007 - Забавные игры

2. Жесткость детская и подростковая
Углубляясь в тему насилия, Ханеке особое внимание уделяет детской жестокости. Режиссер, словно профессор психологии не хуже Фрейда, вскрывает глубинные причины зарождения в людях и в обществе импульсов насилия. Всё идет из детства. Прекрасная иллюстрация - "Белая лента" с подзаголовком "История немецких детей". Зная время действия, зритель понимают явный режиссерский намек: показанные в фильме дети пастора вырастут в тех нацистов, которые покажут всему миру, насколько жестокими могут быть люди. Истоки детской жестокости - в патриархальном воспитании, в котором имеют место бессмысленные наказания, лицемерие родителей, подавление детской личности. Вот и вырастают потом маленькие монстры.

"Если хотите описать конфликты или властные отношения в обществе, это важный элемент, потому что всякий раз, когда применяется власть, дети находятся на самой нижней ступеньке иерархии и становятся принимающей стороной. И каждый ребенок любопытным образом трансформирует этот опыт". (из интервью)

"Белая лента" - единственный фильм Ханеке, действие в котором происходит много лет назад (есть еще внеисторический "Замок", экранизация Кафки). Показывая современное общество, режиссер делает акцент на подростковой жестокости - прежде всего это фильмы "Видео Бенни", "Забавные игры". Если в первой работе можно проследить влияние родителей на ребенка-монстра (примерно как в "Белой ленте"), то в "Забавных играх" "монстры" окончательно вышли на свободу и безнаказанно творят зло. К чему это приведет - смотрите в фильме "Время волков", где тоже есть сцены детской жестокости.

2009 - Белая лента

3. Кризис буржуазного общества
Если еще больше погрузиться в психологию по методу Ханеке, изучавшего истоки человеческой жесткости, то мы увидим изначальную дикую природу человека. Прошли тысячи лет, появилась цивилизация, но она - всего лишь прикрытие агрессивной звериной натуры, которая рано или поздно прорвется наружу и наступит конец цивилизации. Как это будет выглядеть на примере западного буржуазного общества, Ханеке показывает в фильме "Время волков". Здесь эта тема раскрыта тотально, а в более частных вариантах - это фильмы "Седьмой континент", "Код неизвестен", "Скрытое", "Пианистка". За внешним благополучием кроются депрессия, страх. Смотря эти фильмы Ханеке, понимаешь, что у нас не всё так плохо )) Но все-таки надо помнить, что это взгляд одного человека - Михаэля Ханеке. Хотя его "аргументация" впечатляет...

1997 - Забавные игры

4. Экзистенциальность
Логическое продолжение темы кризиса общества - экзистенциальный кризис отдельного человека, то есть отчужденность, потеря смысла жизни, непонимание того, что вокруг происходит и почему. У Ханеке это замечательно показано в фильмах "Пианистка", "Скрытое", "Любовь" и др. Поэтому, как мне кажется, основной жанр кино Ханеке - это экзистенциальная трагедия, и неслучайно он экранизировал именно "Замок" Кафки - шедевр экзистенциальной литературы. Если вы ищете в кино идеи о смыслах существования, то Ханеке - ваш режиссер.

2001 - Пианистка

5. Визуальный минимализм
Мастерство Михаэля Ханеке - в том, что он достигает эффекта с минимальными визуальными средствами. В его фильмах нет никаких спецэффектов, красивых костюмов и интерьеров, пейзажей и т.п. Ему не нужные никакие Любецкие )) (исключение - "Белая лента" с атмосферным черно-белым изображением и впечатляющими зимними пейзажами). С другой стороны, нельзя сказать, что его фильмы некрасивые. Например, в "Седьмом континенте" режиссер очень "вкусно" показывает бытовые предметы (кассовый аппарат с кнопочками, на которые хочется понажимать; аккуратно уложенная дорожная плитка; зубные щетки в чистеньких стаканчиках), а в конце - не менее "аппетитно" то, как они ломаются, разбиваются, уничтожаются. В "Забавных играх" есть несколько минималистичных символичных кадров, которые усиливают атмосферу тотальной жестокости (разбившиеся яйца, катящийся мяч для гольфа, телевизор с кровавыми брызгами).

1989 - Седьмой континент

2007 - Забавные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments