altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Дугласа Сёрка

Дуглас Серк (он же Детлеф Сирк) - это классика, которую надо знать. С другой стороны, нет смысла осваивать всю его фильмографию: из более чем 40 работ особого внимания достойны около 8. Как минимум пять из них - это образцы жанра, в котором Серк достиг совершенства. Этот жанр можно назвать романтической драмой с налётом меланхолии. Немецкий режиссер пришел к своему неповторимому стилю к 50-м годам, когда он уже несколько лет работал в Голливуде. Собственно, его стиль - это сочетание голливудских киностандартов, которым Серк успешно соответствовал, и нестандартного европейского мышления. Дуглас Серк работал строго в рамках жанра голливудской мелодрамы, но наполнял ее особой внутренней силой, которая среднему жителю Америки наверняка казалась как будто инопланетной. Эта сила хоть и не раздвигала жанровые рамки, но наполняла действие неким светом, энергией. Даже если вам чужда в кино романтическая приторность, во время просмотра фильмов Серка вы будете обращать внимание не на жанровые шаблоны, которые без труда опознает любой зритель, а на ту самую энергию, которая окружает персонажей и любую мелочь в кадре, включая детали костюмов и элементы интерьеров.



Классическая мелодрама Дугласа Серка - это словно красочная иллюстрация из гламурного американского журнала того времени. Сюжеты вроде бы реалистичны, но здравый смысл подсказывает, что они имеют мало общего с действительностью. Герои (как правило, представители высших кругов общества или те, кто стремится к красивой жизни) живут в иллюзорном мире. Сюжеты у Серка простые, ведь сложные интриги и хитроумные стратегические планы в его киномире неуместны. Это мир поверхностных эмоций и предсказуемых поступков. Казалось бы, зачем такое смотреть? Ведь это описание типичной голливудской мелодрамы. Но для Серка это только форма - так сложилось, что выйти из нее и начать творить что-то свое, авторское у него не было возможности. Кино Дугласа Серка становится живым благодаря мелочам и некоторым новаторским режиссерским приемам. В результате возникает удивительный эффект: сквозь шаблонность буквально в каждой сцене проступают лучи чего-то настоящего, искреннего, личного.

Конечно, не всегда у Серка получалось так красиво. В голливудском периоде у него достаточно неудачных, проходных работ, исключительно коммерческих кинолент. Если брать немецкий период в 30-е годы, то тогдашние его фильмы сделаны опять же по голливудским "инструкциям" (но сделаны качественно) и могут быть интересны только нескольким киноманам. Поэтому в "Золотой фонд" мы включим 4 работы второй половины 50-х годов (получается, это лучшие годы Серка как кинорежиссера) и один фильм из 40-х. Фильмы расположены в хронологическом порядке.

1940 г. / Соблазненный / Lured
Черно-белый детектив с романтической основой. Танцовщица Сандра помогает Скотланд-Ярду поймать маньяка, который убивает в Лондоне красивых девушек. Многие сцены и сам сюжет напоминают то, что через пару-тройку десятилетий будет называться психопатологическим триллером giallo. Мне понравилось, как режиссер смещает внимание зрителя с одного подозреваемого на другого, по очереди. Думаешь - вот он убийца! Нет? Значит, этот. И он не убийца? Ну вот этот точно! И т.д. Хотя многие вычислят маньяка в первые полчаса, но вот у меня с этим хроническая проблема, поэтому фильм оказался для меня увлекательным и непредсказуемым.



1955 г. / Всё, что дозволено небесам / All That Heaven Allows
Эта мелодрама занимает особое место в истории кино благодаря тому, что Дуглас Серк по полной программе использует в ней цвет и освещение как основополагающее средство художественной выразительности. Часто приходится встречать утверждение, что Серк повлиял на Фассбиндера: вот именно в этом фильме влияние очевидно. Серк подсвечивает лица и фигуры героев определенным цветом в зависимости от их настроения или характера текущей ситуации. Этот же прием мы видим в поздних фильмах Фассбиндера, а также у других режиссеров. В целом, это очень красивый фильм, и красота в нем не только визуальная, но и эмоциональная.



1956 г. / Слова, написанные на ветру / Written on the Wind
Если нужно назвать одну типичную серковскую мелодраму в чистом виде, то это будет данный фильм. Опять простой сюжет и набор шаблонов, но Серк за счет мастерского использования света и цвета, за счет продуманных мелочей во всём делает мелодраму не такой искусственной.



1958 г. / Время любить и время умирать / A Time to Love and a Time to Die
Изначально это военная драма, которая плавно перетекает в мелодраму, и в итоге здесь хозяйничает опять романтика, а не, например, натуралистичность, более уместная для фильма про войну. Мне кажется, в фильме перебор с сентиментальностью, в нем не хватает цинизма, хотя это взгляд современного зрителя - для того времени, пожалуй, всё было в норме. Фильм поставлен по книге Ремарка, но по духу "Время любить... " - это не Ремарк, а пресловутый Голливуд.



1959 г. / Имитация жизни / Imitation of Life
Фильм, в котором центральные роли играют женщины (еще одна стрелочка влияния в сторону Фассбиндера). Героиня, актриса Лора, стремится жить красивой жизнью, жертвуя романтическими ценностями, но в итоге возвращается к ним. Можно сказать, что это история о ценностях. Действие занимает целое десятилетие, в течение которых героини меняют или формируют свои жизненные установки. Пожалуй, самая реалистичная работа Серка, в ней много простых психологических моментов, которые актуальны и в наше время.

Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • 4 раритета Дугласа Серка

    "Раритеты" в данном случае условные: эти 4 фильма отсутствуют на российских трекерах, т.к. запрещено раздавать фильмы без перевода, но их можно без…

  • The End'ы Дугласа Сёрка

    Не припомню у других режиссеров таких красивых завершающих титров "Конец фильма". Для Серка эта еще одна продуманная, казалось бы, мелочь, как и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments