altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Стыд" (Skammen, 1968, Швеция, Ингмар Бергман)

Тема войны - далеко не самая главная тема в творчестве Бергмана, но в некоторых фильмах пристутствует где-то на заднем плане - в образе въезжающих в город танков или стоящих на железнодорожной станции беженцев. Однажды шведский классик решил полностью раскрыть эту тему, задумавшись над вопросом: как повели бы себя простые люди, например, семейная пара, оказавшись в эпицентре некой войны "меж двух огней"?

В результате, получилась сильная драма с апокалиптическими мотивами, не оставляющая никаких надежд на хороший исход. Хотя главные герои - муж и жена Ева и Ян Розенберги - сумели выжить в эктремальных условиях. Но это такой уникальный и парадоксальный случай в кино, когда смерть героев, которым мы сопереживаем больше половины фильма, выглядела бы в тысячу раз больше жизнеутверждающей, чем их спасение. И от завершающего символа фильма - одинокой шлюпки с немногими выжившими в холодном море, направляющейся неизвестно куда - хочется утопиться в том же самом море. Тотальная безысходность в стиле Бергмана, да еще и в черно-белом цвете (1968 год), и великолепно сыгранная выдающимися бергмановскими актерами ситуация перелома человеческой психики поражают зрителя до глубины души и внушает страх к войне сильнее любой масштабной военной драмы.
А почему - "стыд"? Ева Розенберг говорит: "Мне кажется, что всё это - сон. Так пусть же будет стыдно тому, кому всё это снится". Здесь мы выходим на главную проблематику фильма. "Стыд" - фильм о неспособности отдельного человека влиять на окружающую реальность, которая предопределяется внешними силами - безжалостными и жестокими. Это фильм о невозможности что-либо противопоставить обстоятельствам. Какими же качествами должна обладать личность, чтобы выйти из истории, показанной в фильме, живой и безгрешной? Доброта, решительность, трудолюбие, терпение - все это было у Розенбергов, но не спасло их.
По Бергману получается, что все мы - участники чужого сна и заложники чужого стыда. Кто же такой этот "чужой"? Очередная бергмановская загадка.

Ингмар Бергман:
"Мне давно хотелось изобразить "маленькую" войну. Войну на окраине, где царит полнейшая растерянность и никто, в сущности, ничего не знает".

chchinski:
"Уж казалось, Бергман поднялся на такую художественную высоту к 1968 году, что думалось куда же дальше. А вот он взял и снял один из самых лучших фильмов о войне в мировом кинематографе".

Сергей Кудрявцев:
"Политическая и антивоенная по своей сути притча «Стыд» снята в резкой, почти хроникальной манере, даже с внешней экспрессией. Камерное пространство типичных бергмановских драм вдруг оказалось открытым всем ветрам сумасшедшего времени начавшейся где-то войны (гражданской? третьей мировой?)".

videotype:
"Мгновение назад ты спокойно пропалывал огород и был не в состоянии зарубить курицу, а теперь, чтобы выжить, необходимо убивать людей. Бергман погружает героев в экстремальную ситуацию, словно спрашивает, как бы вы повели себя, будь на их месте".

Ева (Лив Ульман)

Ян (Макс фон Зюдов)
Tags: Ингмар Бергман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments