altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Фирменные фишки Марио Бавы

Бава - из тех кинорежиссеров, которые не "жадничают" в плане визуальной содержательности действия, вываливая на зрителя почти в каждом кадре множество объектов, цепляющих внимание и возбуждающих киноманско-эстетическое чувство. Конечно, не все эти "фишки" касаются визуального ряда, это могут быть и любимые темы режиссера, которые он раскрывает из фильма в фильм (как, например, у Хичкока мотив несправедливого обвинения главного героя). У Бавы такая тематическая фишка только одна, остальные - визуальные, по которым можно распознать неповторимый кинопочерк этого культового итальянского режиссера. "Фирменные фишки" расположены в порядке увеличения их значимости.

1. Страшная рука
Мастера киноужасов часто нагнетают страх, показывая части тела - чаще всего это глаза, выражающие эмоцию ужаса или дьявольской злости, или зубы вампира. У Бавы в нескольких фильмах можно заметить акцент на кисть руки, которая проявляется в темноте, как в "Плеть и тело", прорывается сквозь землю, как в "Маске сатаны", или представляет собой элемент интерьера в "Шоке" - искусственную, словно обрубленную руку пугающе крупного размера.

01 Маска Сатаны.jpg

01 Шок.JPG

2. Некто, подглядывающий в окно
Дом - символ безопасности, защищенности, но когда за жизнью домочадцев наблюдает некое злое существо, особенно с таким взглядом, как у девочки-призрака из "Операции Страх", зритель морально готовится к жутким событиям. Бава использует этот прием как минимум в четырех фильмах: помимо упомянутого это "Пять кукол для августовской луны", "Дом дьявола", эпизод "Упырь" в "Трех лицах страха".

02 Три лица страха.jpg

02 Операция Страх.JPG

3. Искаженное лицо
Символика этой "фишки" понятна: искаженное, размытое лицо = искаженная психика (под влиянием страха или врожденных психопатологических наклонностей). У Бавы прием встречается не только в триллерах ("Операция Страх", "Топор для новобрачной", "Шок"), но и в фантастической драме "Планета вампиров" (такое название, конечно, слабо отражает сюжет - никаких вампиров там нет).

03 Топор для новобрачной.jpg

03 Операция Страх.JPG

4. Холодное оружие
Главное преимущество использования холодного оружия для убийств в кино - это возможность показать много-много крови. Огнестрельное оружие в этом смысле уступает. Бава, который в своих фильмах персонажей не жалеет, активно пользуется этим преимуществом. Разнообразие острых предметов для убийств у него широкое - это не только ножи, но и кинжалы, топоры, ножницы.

04 Топор для новобрачной.jpg

04 Вторженцы.jpg

5. Готика
Как мы уже выяснили, готические ужастики - один из двух ключевых жанров Бавы (вместе с джалло). В "Маске сатаны", "Вампирах", "Камере пыток" режиссер дает нам возможность любоваться прекрасными интерьерами и экстерьерами в готическом стиле, которые усиливают эстетическое восприятие фильмов.

05 Маска Сатаны.jpg

05 Камера пыток.JPG

6. Декорации
Декорации в фильмах Марио Бавы поражают тщательно продуманным стилем и обилием аксессуаров. Интерьеры напоминают музейные залы, а отдельные экспонаты запоминаются надолго, как например, красный манекен в джалло "Кровь и черные кружева". Отдельно хочется отметить логово Дьяболика в одноименном шпионском триллере - в таких шикарных условиях не отказался бы пожить Джеймс Бонд.

06 Кровь и черные кружева.jpg

06 Дьяболик.JPG

7. Месть духа
Под "духом" подразумеваются призраки убитых людей ("Операция Страх", "Топор для новобрачной", "Дом дьявола", "Шок") либо ожившие мертвецы ("Камера пыток", "Маска сатаны", эпизод "Капля" в "Трех лицах страха"), либо самовнушение безумного человека ("Плеть и тело"). Как видно, эта тема прослеживается в половине фильмографии Бавы, а в некоторых триллерах и вовсе является основной.

07 Три лица страха.jpg

07 Маска Сатаны.jpg

8. Красный цвет
На первом месте - самый яркий и распространенный визуальный прием Марио Бавы. Первые фильмы были черно-белыми, но уже с начала 60-х, получив в распоряжение цветную пленку, Бава активно использует красный цвет в триллерах и исторических драмах про подвиги Геракла или завоевательные походы викингов, (там, понятное дело, не обходится без крови), а также в комедиях "Доктор Голдфут и девушки-бомбы", "Четыре раз той ночью". Красный цвет у Бавы - это не только кровь. Бава заливает красным цветом титры, подсвечивает лица героев, одевает героинь в красные платья, любой интерьер содержит заметные аксессуары кровавого цвета и т.д. Выше уже упоминался красный манекен, который постоянно мелькает в джалло "Кровь и черные кружева", из фильма в фильм переходит красный телефон. В общем, творчество Марио Бавы дает массу информации для возможного исследования символики красного цвета в кино.

08 Кровь и чёрные кружева.jpg

08 Дом дьявола.jpg
Tags: Марио Бава
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments