altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

5 фильмов Анри-Жоржа Клузо

Этот небольшой обзор пригодится тем, кто начинает осваивать европейское классическое кино, французское в частности. Время Анри-Жоржа Клузо – это 1940-50-е, то есть состоялся как мастер он до экспериментов французской новой волны. Кинематограф Клузо сейчас сложно назвать экспериментальным – он ассоциируется скорее со старой-доброй классикой, снятой в черно-белом цвете. Но и консерватором Клузо не является, и тому подтверждение – противоречивые оценки современников, обвинявшие фильмы режиссера в том, что они несут разрушительный для общества потенциал. Самая известная история случилась с "Вороном", который был обвинен в якобы антифранцузских настроениях и ориентации на нацистскую пропаганду (фильм вышел в разгаре Второй Мировой). Так что не всё так просто с этим Клузо.

Его часто называют "французским Хичкоком". Действительно, ассоциации с англо-американским мастером триллеров возникают постоянно. Неслучайно оба режиссера проявили интерес к роману, по которому Клузо снял "Дьяволиц", опередив Хичкока в покупке авторских прав. С саспенсом у Клузо тоже всё в порядке (хотя современный зритель без труда разгадает "неожиданные" повороты сюжета). Но у меня лично режет слух выражение "французский Хичкок" в отношении Клузо: при том, что оба отдавали предпочтение жанру триллера, их цели в кино принципиально разные. Хичкок – это мастерское воздействие на страхи, мании зрителея, как следствие, коммерческий успех фильмов. Клузо более социально направлен, и главный объект воздействия у него – не страхи, а пороки, патологии отдельных людей и социума в целом. Проще говоря, Хичкок пугает, вызывает психическое напряжение, после которого идет расслабление и катарсис. Клузо ставит зеркало, в котором отражается порочность зрителя, и вместо катарсиса в конце тот получает лошадиную дозу пессимизма. Триллеры Клузо – только внешне, по форме триллеры, а по сути – экзистенциальные драмы.

Проанализировав отзывы киноманов, я пришел к выводу, что многие любят Клузо не за то, что он просто "такой хороший режиссер", а за ностальгичность его фильмов. В то же время можно найти немало и критических отзывов, в которых обоснованно предъявляются претензии к сценарию, монтажу, игре актеров. Отмечаются отдельные гениальные детали, которые в целом не влияют на восприятие фильма. О чем это всё говорит – о том, что Клузо, пожалуй, не входит в список выдающихся режиссеров-перфекционистов. Да и снял он не так уж много шедевров (в фильмографии всего 10 игровых полнометражных работы), чтобы заносить его в некий пантеон великих. А что самое обидное – самый главный свой шедевр он снять не успел. "Ад" должен был стать уникальной экспериментальной работой, визуально необычной, психологически очень глубокой. Тем не менее, как минимум 5 фильмов Клузо занимают важное место в истории кино, вот с ними сейчас и ознакомимся.

1943 - Ворон / Le corbeau

Этот запрещенный в свое время фильм попал в список "14 фильмов о сути Франции" kinanet, и суть Франции он раскрывает не с лучшей стороны. Да и не только Франции, но и любого общества с тоталитарными чертами, в котором создается атмосфера коллективной паранойи за счет анонимных разоблачающих писем. Выбирается жертва, обвиняемая во всех грехах, и избавление от нее должно якобы принести всем облегчение. Конечно, это ничего не поменяет, поэтому "Ворон" – фильм очень пессиместичный, и если чересчур сильно им проникнуться, можно даже стать социофобом.



1947 - Набережная Орфевр / Quai des Orfèvres

Здесь показывается более широкая галерея человеческих пороков и патологий. В том числе раскрывается тема порочности полиции, а страх главного героя в том, что его несправедливо обвинят следователи, вновь отсылает нас к Хичкоку – для того мотив несправедливых обвинений со стороны полиции один из самых любимых.



1953 - Плата за страх / Le salaire de la peur

Самый известный фильм Клузо, его можно смело назвать выдающимся без всяких поблажек. Два с половиной часа действие держит нас в напряжении, "градус напряжения во второй половине «Платы за страх» превосходит лучшие триллеры Хичкока", как написал baron_wolf. Правда, финал на первый взгляд кажется нелогичным: хочется хэппи-энда по-голливудски, но режиссер трагической концовкой дает понять, что это был не просто зрелищный триллер (по форме), а экзистенциальная драма (по сути), которая иначе заканчиваться просто не может.



1954 - Дьяволицы / Les diaboliques
Здесь раскрыта тема порочности женской натуры, хотя и персонаж-мужчина, из-за которого всё завертелось, далеко не идеал. "Дьяволицы" часто встречаются в ТОПах старых классических фильмов с самой неожиданной развязкой. Пожалуй, самый хичкоковский фильм Клузо.



1960 - Истина / La vérité
Опять же, "внешний" жанр (любимая зрителями во все времена судебная драма) внутри оказывается драмой экзистенциальной, в которой дуальное восприятие человека (хороший-плохой или, если говорит в контексте суда, виноват-невиноват) уже не действует. Как выразился miant, "Клузо ловко обращает героиню из гусеницы в бабочку". На первый взгляд, героиня поступала аморально (за что ее и осудили), но за счет мастерского использования флэшбэков режиссер ее в чем-то оправдывает, а вектор обвинений переносит на лицемерное общество.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment