altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Страх перед страхом" (1975, ФРГ, Фассбиндер)

И снова Маргит Карстенсен, чьи героини - словно женские альтер-эго самого режиссера, представляет образ психологически угнетаемой и не понятой мужем жены в типичной немецкой семье того времени. Внешняя обстановка и декорации здесь не главное. На первом плане - человек, из-за своего стремления к моральной свободе не вписывающийся в социальные рамки. Таковым был и сам Фассбинедр. Об этом большинство его фильмов.


Семья Штаудте - представители среднего класса. Маргот после рождения второго ребенка начинает переживать странную депрессию, внушая себе страх перед безумием. Ее муж Курт постоянно занят и не хочет вникать в ее психологические проблемы. Этажом ниже живут родственницы мужа - мать и сестра. Своим вмешательством в семейную жизнь Курта и Маргот и враждебным отношением к последней они только усугубляют ситуацию. Маргот пытается найти поддержку вне семьи...
"Страх перед страхом" - это телевизионная постановка Фассбиндера по рассказу немецкой писательницы Асты Шайб. В основе фильма - простой сюжет с типичными героями, за исключением одного загадочного персонажа в исполнении Курта Рааба. Можно провести паралелль между фильмами "Страх и перед страхом" и "Почему свихнулся господин Р?" - здесь та же проблематика, только главный герой - мужчина. Кстати, герои Курта Рааба в обоих этих фильмах заканчивают одинаково - интересное совпадение...
Несмотря на простоту сюжета и типичность ситуации (вокруг нас ведь тоже часто подобное происходит), фильм имеет некую загодочность. Во-первых, не очень ясна функция героя Курта Рааба. Очевидно, что это не проходной персонаж. Возможно, этот мужчина, без взаимности влюбленный в госпожу Штаудте и покончивший с собой, должен подчеркнуть трагичность "социального бытия", в котором невозможно быть счастливым, а настоящая чистая любовь - это утопия (помните "Страх съесть душа"?).
Во-вторых, неизвестна дальнейшая судьба героини. Случится ли рецидив? Или ей суждено прожить оставшуюся жизнь в искусственном состоянии покоя, заглушая бунтарские эмоции таблетками, прописанными психотерапевтом. Вероятно, второе.
Конечно, Фассбиндер поднимает универсальную тему творцов 20-го века - и в кино, и в живописи, и в театре и т.д. - а именно, сохранение человеческой сущности в мире больших городов и диктующей свои нормы социально-экономической системы. Имеется в виду не только духовная свобода человека (Фассбиндера она особо не интересует), а прежде всего - "природная", сексуальная свобода. Героиня в фильме изменяет мужу с доктором.
Именна такая свобода, по Фассбиндеру, дает человеку возможность для полной реализации, что сам и продемонстрировал режиссер на примере своей жизни, правда, не рассчитав с дозировкой этой самой свободы. Но это уже другая история...

скачать

Госпожа Маргот Штаудте (Маргит Карстенсен)

Муж (Ульрих Фаульхабер) и жена
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment