altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Мой ТОП-20 современных российских режиссеров. Часть 3: 10-6

Места 20-16 + вступление
Места 15-11

10. Рената Литвинова
Если брать арт-хаус (это слово всё чаще употребляется в ругательном смысле), то самым интересным и адекватным его представителем в российском кинематографе является Рената Литвинова. Понимаю неоднозначность этой личности: для кого-то она богиня, для кого-то - декадентствующая кокаинистка. Судя по наличию ее в моем ТОПе, можно понять, что я отношусь к ней достаточно уважительно. Сейчас у нее в активе две полнометражные работы, и если первая ("Богиня: как я полюбила") выглядит ученической (знатоки находят в ней черты, присущие Линчу, Гринуэю, Кокто и, конечно же, учительнице-Муратовой), то вторая – "Последняя сказка Риты" – более цельной и понятной. Можно простить "женскую" небрежность Литвиновой в режиссуре – видно, что она не перфекционистка, и все ее недостатки – издержки постоянного творческого поиска. Вообще, кино Литвиновой отличается удивительным эффектом: несмотря на массу заимствований из других режиссеров и жанровую эклетику, оно воспринимается как самостоятельное, авторское в полном смысле этого слова.

10 Богиня Как я полюбила.JPG 10 Последняя сказка Риты.jpg

09. Михаил Сегал
Фильмы Сегала действительно могут перевернуть негативное представление о современном российском кино. Михаил Сегал – это такой студент-отличник, в работах которого почти не к чему придраться, но пока в них нет глубины трактатов от докторов наук. Сейчас этому "студенту" 41 год, и если всё так и будет продолжаться, лет через 15 мы получим настоящего Классика. Пока трех его полнометражных фильмов, конечно же, недостаточно для столь высокого статуса, но потенциал мастера чувствуется в каждом из них. Дебютный "Франц + Полина" – хорошая военная мелодрама, "Рассказы" – практически новое слово в современной российской комедии, "Кино про Алексеева" – редкий пример кино с двойным дном. Этот молодой режиссер "купается" в положительной критике, хотя и негативные отзывы можно найти – но не у меня, поэтому Сегал в моем ТОПе оказался так высоко.

09 Рассказы.jpg 09 Кино про Алексеева.jpg

08. Виктор Шамиров
Понравилось выражение про Шамирова – "российский Вуди Аллен". Изначально он театральный режиссер, и театральность чувствуется в его кинофильмах, украшает их. Его фильмы недорогие, легкие, камерные, основанные на актерской игре, диалогах. Удивительно, как раскрывается у него "попсовый" Гоша Куценко. Да и сам Шамиров-актер очень неплох (по типажу действительно похож на нервного интеллектуала Вуди Аллена). В последнее время он снимает по фильму в год-два, чем опять же похож на американского коллегу. Сейчас у него уже 4 полнометражных фильма, из которых серьезную критику заслуживают лишь "Дикари" – за чрезмерную пошлость, несмотря на которую эта комедия всё равно доставляет удовольствие. "Упражнения в прекрасном", "Со мною вот что происходит" и "Игра в правду" утвердили Шамирова в статусе мастера "грустных комедий", которые у него с каждым разом получаются еще лучше.

08 Со мною вот что происходит.jpg 08 Игра в правду.jpg

07. Юрий Быков
Этот суровый правдоруб из Рязанской области покорил современный русский кинематограф своими шокирующими работами в жанре "жесть, как она есть" ("Майор", "Дурак"). Что привлекает в фильмах Быкова: беспристрастность, отсутствие идеологического пафоса и нагнетания социальной розни. Хотя после просмотра поневоле задумываешься: когда же наконец революция... Режиссер вызывает такой эффект у зрителя чисто кинематографическими средствами, манипулирования зрительским сознанием лично я не обнаружил (разве что чуть-чуть – в простительной дозе). Может быть, я наивно воспринимаю творчество Быкова – время покажет. Ведь герои частенько оказываются не такими уж героями, вот и Быков лет через пять вдруг скатится до примитивной чернухи в духе НТВ. Ну а пока он занимает заслуженное место в ТОПе лучших российских кинорежиссеров.

07 Майор.jpg Дурак

06. Кирилл Серебренников
Еще один выходец из театральной режиссуры Кирилл Серебренников всё же сильно отличается от своего коллеги Шамирова (оба, кстати, из Ростова-на-Дону). Если второй спокойно доводит до совершенства легкое малобюджетное кино, то первый ставит себе более высокую планку и чаще всего успешно ее преодолевает. Какими бы удачными или недуачными ни были его фильмы, про них всегда можно сказать следующее: они запоминаются надолго. Особенно отдельные сцены – например, монолог следователя в "Изображя жертву" или тубдиспансер в "Юрьевом дне". Собственно, вот два фильма – вершины его творчества. В кино Серебренникова есть всё, чтобы потянуть на статус шедевров: отличные сценарии (братья Пресняковы, Юрий Арабов), стиль, атмосфера, великолепные актерские работы вплоть до эпизодических ролей. Вроде бы еще чуть-чуть, и можно ставить Серебренникову памятник, но вот случилась "Измена", и что-то пошло не так... Сейчас в работе у Серебренникова три проекта, если верить Кинопоиску, и есть основание ожидать от режиссера как минимум один шедевр.

06 Изображая жертву.jpg 06 Юрьев день.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments