altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Мой ТОП-20 современных российских режиссеров. Часть 1: 20-16

Представляю мини-проект, посвященный современному российскому кинематографу и который, возможно, окажется скандальным – ведь ни одна другая тема не вызывает такого большого количества холиваров в киноблогосфере. Я, конечно, не собираюсь спекулировать на этой провокационной теме (но вряд ли удасться избежать бурных обсуждений), цель у меня другая – попытаться показать, что российское кино не заслуживает таких потоков грязи и ненависти со стороны кинолюбителей, киноманов и многих кинокритиков. Понимаю, что ничего никому не докажу – для меня достаточно того, что я сам к объекту исследования отношусь давно без предубеждений. Последний месяц, когда я активно заполнял соответствующие кинопробелы, укрепил меня во мнении, что современное кино России не отстает по художественной ценности от современных образцов из других стран, включая различные модные национальные "новые волны" (румынская, корейская и пр.). Не оцениваю техническое качество кинопроизводства, бюджеты – эти факторы для меня второстепенны. Сейчас я готов поделиться своими наблюдениями, пока что в формате заметок о режиссерах, позже будет обзор по лучшим фильмам.

Вкратце о критериях отбора режиссеров. Рассматривал режиссеров, снявших с 2000 года по текущий не менее двух полнометражных фильмов (сериалы, короткометражки, эпизоды в альманахах не учитываются). Другими словами, оценивается российский кинопроцесс с начала 21 века. При этом необязательно режиссер должен иметь российское гражданство (он может быть, например, украинцем, как Лозница), а фильм необязательно должен быть снят с участием российских инвестиций. Обязательные критерии: фильм должен быть русскоязычным и по сюжету каким-либо образом связан с Россией, ее жителями. "Фауст" Сокурова, например, этим критерям не соответствует.
Теперь можно начинать.

20. Роман Каримов
Роман Каримов, которому только недавно пошел четвертый десяток – главный везунчик и выскочка нашего кино. Вот и в моем ТОПе он оставил позади таких мэтров, как Сокуров, Лунгин, Соловьев, Михалков - им места среди 20 не нашлось. "Неадеватные люди" - один из главных прорыров российского кино, малобюджетная мелодрама, покорившая широкую аудиторию. После успеха Каримов получил возможность вдоволь поотрываться в кресле режиссера и снять безбашенные "Вдребезги" и "Всё и сразу". Количество положительных отзывов резко сократилось, но молодого режиссера это, кажется не смущает: он снимает своё кино, не стесняясь подражать Тарантино, Гаю Ричи. Если "Всё и сразу" воспринимается в целом спокойно, то "Вдребезги" взрывает мозг убойным сочетанием нелепости сюжета и черного юмора. Эту черную комедию абсурда сложно оценивать объективно: она либо нравится, либо нет. Мне вполне понравилось и мне кажется, что наличие в нашем кино таких жанровых хулиганств – хороший признак.

20 Неадекватные люди.jpg 20 Вдребезги.jpg

19. Валерий Тодоровский
Если бы не шаг в сторону попсового кино в конце нулевых ("Стиляги"), сын выдающегося режиссера Петра Тодоровского был бы намного выше в моем ТОПе. Успех в конце 90-х со "Страной глухих" задал Валерию Тодоровскому хороший импульс на следующее десятилетие. Следующие работы до "Стиляг" оказались хоть и не столь популярными, но не менее качественными. В 21 веке Тодоровский-младший занял привлекательную нишу – где-то посередине между ориентированным на социально-бытовые темы авторским кино и мэйнстримом. В трех следующих после "Страны глухих" кинолентах чувствуется нечто общее – от "Любовника", "Франкенштейна", "Тисков" веет холодом. Я бы назвал стиль Тодоровского "холодной русской волной" (по аналогии с музыкальным течением 80-х cold wave). Но в "Тисках" уже чувствуется режиссерская слабость, хотя фильм неплохой, а "Стиляги" - это уже совсем другая история. Если судить по коммерческому и зрительскому успеху, "Стиляги" – удачный пример российского киномюзикла, но ряд очевидных провалов внутри фильма заставляет думать о том, что больше достойных работ от режиссера мы не увидим.

19 Мой сводный брат Франкенштейн.jpg 19 Стиляги.jpg

18. Оксана Бычкова
Бычкова честно старается делать достойное кино, но структура всех ее полнометражных фильмов зияет дырами-изъянами в сценарии и режиссуре. При желании любой критик разобъет фильмы в пух и прах. Но у всех ее работ есть одно достоинство – они вызывают симпатию. Многие полюбили "Питер FM", эту наивную романтическую комедию, признавая ее очевидные недостатки. Следующий "Плюс один" получился уже не таким позитивным, а недавний "Еще один год" уже балансирует на грани с мрачной бытовухой. Налицо тенденция: кино Бычковой взрослеет, становится более зрелым, не теряя в художественном качестве. Это значит, что в скором будущем мы получим от нее действительно крепкую и цельную работу.

18 Питер FM.jpg 18 Плюс один.jpg

17. Александр Велединский
Когда совсем недавно "Географ глобус пропил" гремел в киноблогосфере, многие впервые услышали имя режиссера Велединского. "Географ..." – яркий пример российского фильма, на который можно найти абсолютно полярные отзывы не только от простых зрителей, но и от знатоков кино. Так или иначе, работа Велединского стала значимым явлением в российском кино, одним из главных отечественных кинохитов последних лет. Для меня же вершина творчества Велединского – недооцененный "Живой", экзистенциальная драма про молодого солдата, пытающегося адаптироваться к мирной жизни после войны в Чечне. Видимо, из-за того, что Велединский снял кино не в традиционном российском духе (скорее - в духе философского кино юго-восточной Азии), его многие не поняли и поспешили поругать. Поэтому я считаю "Живого" скрытым шедевром русского кино 21 века. Вместе с как минимум неплохим "Географом" "Живой" дает основание для высокого места Велединского в ТОПе, но его первая полнометражная работа "Русское" (по рассказам Эдуарда Лимонова) обескураживает слабой режиссурой, неспособностью передать атмосферу литературного источника.

17 Живой.jpg 17 Географ глобус пропил.jpg

16. Алексей Попогребский
Попогребский – одна из главных надежд российского авторского кино. Удачный полнометражный дебют "Коктебель", снятый совместно с Борисом Хлебниковым, кому-то кажется типичным мутным фестивальным фильмом, но на мой взгляд, это редкий пример удачного российского роуд-муви. "Коктебель" показал, что у Попогребского есть талант (насчет Хлебникова у меня же есть большие сомнения), и следующие "Простые вещи" и "Как я провел этим летом" приглянулись ценителям глубокого, нестандартного кино. Для меня же эти две киноленты – скорее, шаг назад, попытка угодить фестивальным жюри. Не могу назвать их неудачными, но я ожидал большего – таково мое субъективное восприятие, которое и объясняет относительно низкое место в ТОПе этого безусловно талантливого режиссера.

16 Коктебель.jpg 16 Как я провёл этим летом.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments