altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Без свидетелей" (1983, СССР, Никита Михалков)

Утверждение, что "Без свидетелей" - лучший фильм Михалкова - будет очень смелым высказыванием. Обычно "самыми лучшими" принято называть более популярные фильмы Никиты Сергеевича, например "Свой среди чужих...", "Утомленные солнцем". Однако и относительно экранизации пьесы Прокофьевой "Встреча без свидетелей" мы можем применить тот же ярлык -"самый лучший" - и не без оснований.


Потому что данный фильм можно назвать самым авторским у режиссера, а также - переломным.
"Авторство" выражается в решимости Михалкова взять для экранизации именно эту пьесу, в которой только два действующих лица и одно место действия - 2-х комнатная квартира. Герои - бывшие муж и жена - пытаются разобраться в своих отношениях друг к другу и нащупать перспективы дальнейших взаимоотношений, при этом нужно учесть еще и интересы сына-подростка... Сама композиция фильма кажется смелой и необычной. Во-первых, это вставки-монологи героев, обособленные от основного действия. Во-вторых, переживание и глубокие психологические потребности героев раскрываются не под воздействием внешних факторов, как это чаще всего бывает в кино (социальный и исторический фон), а как бы на ровном месте - беседа не имеет какой-то определенной темы, герои пытаются интуитивно прощупать друг друга, по очереди раскрывая карты и наконец достигая катарсиса, если понимать под этим словов осознание действительности путем очищения от захламивших душу эмоций. В обычной же жизни, не в кино, в подобных ситуациях мы видим лишь "разборки", заканчивающиеся истериками и скандалами.
Таким образом, фильм оказывается вынесенным за рамки советской системы измерений и выходит на метафизический уровень. Где-то в далеке начинает маячить Ингмар Бергман со своей "Персоной" (он же через 20 лет снимет "Сарабанду", более совершенно и многоранно показывающую то, что мы видим здесь у Михалкова). Неудивительно, что немногие критики и зрители в то время приняли фильм "Без свидетелей", что, возможно, и надломило Михалкова (об этой гипотезе часто высказывается киновед Сергей Кудрявцев), и с тех пор Никита Сергеевич больше не возвращался к такому жанру, делая упор на массовом кино, что называется, с размахом. Возможно, режиссер мог пойти по другому пути и снимать авторское и независимое кино...

Михаил Ульянов

Ирина Купченко

tchingiz:
"Вчера посмотрел по телевизору совершенно случайно. И так проникся! Кажется, как будто открыл для себя что-то новое, хотя все это и знал давно, но видимо как-то не задумывался наверно".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment