altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Луи Маля

Сегодня мы обратимся к одному из самых известных классиков французского кино. Для тех, кто хочет расширить свои познания старого-доброго французского кино, Луи Маль – беспроигрышный вариант. Всего он снял 19 полнометражных игровых фильмов, среди которых есть и комедии абсурда, и трагедии, и по-французски изысканные мелодрамы, криминальные и авантюрные фильмы. В общем, как минимум парочка творений Маля войдет в число ваших любимых. Сложно представить, за что этого режиссера можно не любить или не принимать – я и не встречал таких кинолюбителей. Луи Маль – это классика в чистом виде. Конечно, есть и не очень удачные работы, это естественно, но предложенная десятка – это классика, как говорится, на все времена.

Луи Маль.jpg

Еще раз вкратце о критериях отбора Топ-10. Это наиболее значимые и востребованные фильмы режиссера, если исходить из таких зрительских показателей, как количество оценок на крупных кинопорталах и скачиваний на торрент-трекерах. Этот коэффициент значимости/востребованности я использую очень давно при подготовке обзоров творчества выдающихся режиссеров.

10. Зази в метро / Zazie dans le métro / 1960
Удивительно и немного обидно, что эта замечательная комедия оказалась так низко в списке. Если вы очень серьезно относитесь к кино, отслеживаете правильность монтажа и композиции, а когда смотрите комедию, то оцениваете качество отдельной шутки, то "Зази в метро" вам смотреть не стоит. "Зази" – это отличная "прививка" от чересчур серьезного восприятия кинематографа. Неслучайно, если брать именно творчество Маля, самые горячие споры разгораются именно в связи с этим фильмом. Люди спорят: смешно-несмешно... Но комедии абсурда создаются не для того, чтобы только лишь вдоволь посмеяться, а для того, чтобы разглядеть тотальный абсурд вокруг нас. А это уже не очень смешно.

Зази в метро.jpg

9. Мой ужин с Андре / My Dinner with Andre / 1981
"Мой ужин с Андре" – отличный пример авторского кино, в котором сюжет почти полностью отсутствует. Мы видим разговор двух театральных деятелей (реальных, т.е. играющих самих себя), наполненный иронией, духовными поисками. Вопрос: кому это интересно? Как выясняется, ценителей такого кино достаточно много. Действительно, в своем необычном жанре это, можно сказать, шедевр.

Мой ужин с Андре.jpg

8. Атлантик-Сити / Atlantic City / 1980
Один из фильмов, снятый Луи Малем в США. В этой криминальной драме присутствует характерная для творчества французского режисера особенность – сочетание гуманизма и беспощадности, причем это сочетание отражается не только в конкретных персонажах, но и в целой эпохе. Главный герой Лу Паскаль – с одной стороны, настоящий гангстер, беспощадный, когда того требует ситуация. С другой стороны, добрые глаза актера Берта Ланкастера выдают гуманиста, которому не чужды доброта и искренность. Американский антураж не портит "французские" качества этого фильма: психологическую тонкость, романтизм, естественность.

Атлантик-Сити.jpg

7. Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien / 1973
В свое время этот фильм спровоцировал скандал из-за того, что якобы Луи Маль оправдывает коллаборационизм (действие происходит в оккупированной Франции во время Второй Мировой). Но вскоре всем стало очевидно, что фильм абсолютно беспристрастный. Поражает умение режиссера балансировать на грани объективной беспристрастности и субъективного общественного мнения, это умение здорово сработает еще в других потенциально скандальных фильмах, о которых разговор будет позже. Люсьен Лакомб – вроде бы предатель и по натуре подонок, но мог бы быть совсем другим, если бы попал не к фашистам по воле случая, а к партизанам, как изначально хотел. Хороший или плохой Люсьен – всё это условно. Свою роковую роль сыграли банальное невезение, какие-то социальные предпосылки, а kinanet добавляет к этим факторам еще и "давление пресса Истории".

Лакомб Люсьен.jpg

6. Шум в сердце / Le souffle au coeur / 1971
Кого-то может шокировать основная тема фильма – инцест (вероятный) между матерью и сыном. Вновь поражает талант Маля обходить острые углы в раскрытии столь деликатных тем. Вновь убеждаемся, что Луи Маль – великолепный психолог в кино! Понравилось высказывание gordon_lachance: "Даже об аморальном случае можно снять высокоморальное кино. Маль смог".

Шум в сердце.jpg

5. До свидания, дети / Au revoir les enfants / 1987
Любой фильм про войну способен произвести впечатление, неважно, хороший он или плохой, тем более если в этом фильме участвуют дети – это беспроигрышный прием. Но Луи Маль, будучи уже всемирно признанным Мастером, продолжает снимать своё кино, не спекулируя чувствами зрителей, а сохраняя свою фирменную беспристрастность. Можно представить, насколько сложно режиссеру оставаться беспристрастным, если показанные события реально происходили на его глазах! От этого еще больше появляется уважения – к фильму и к самому режиссеру.

До свидания, дети.jpg

4. Блуждающий огонек / Le feu follet / 1963
Один из "незаметных шедевров" раннего Луи Маля, который в последние годы становится всё более востребованным среди среди нынешних киноманов. Пожалуй, это один из лучших (если не лучший) фильм о самоубийстве. Имеется в виду показ не столько акта суицида, сколько пути к нему, процесса подготовки. Также важно отметить, что молодой еще режиссер (30-летний) вновь осмеливается делать кино на грани скандальности. Два года назад была непонятая многими комедия "Зази в метро", а в данном случае Маль обращается к литературному источнику опального писателя, обвиненного в коллаборационизме. С самого начала режиссерского пути Луи Маль выбирает сложные, противоречивые сюжеты и мастерски раскрывает их без каких-либо спекуляций на "горячих темах" и "болевых точках".

Блуждающий огонёк.jpg

3. Прелестное дитя / Pretty Baby / 1978
"Скандальность без скандала" – вот что можно сказать о многих фильмах Луи Маля. "Прелестное дитя" – кино про несовершеннолетнюю обитательницу борделя. Казалось бы, сложно найти тему более провокационную. Но режиссер вновь беспристрастно рассказывает историю, не ударяясь в какую-либо из крайностей – в морализаторство или пошлость. Как бы ни хотелось, найти здесь повод для скандала не получится.

Прелестное дитя.jpg

2. Ущерб / Damage / 1992
В своем предпоследнем фильме Луи Маль, кажется, достигает вершины в жанре трагической мелодрамы. Многие зрители отмечают некую загадочность фильма (вот, например, хороший отзыв), что-то необъяснимое в нем цепляет, раздражает или притягивает. В общем, тонкое психологическое кино, далеко не единственное подобное у Маля.

Ущерб.jpg

1. Лифт на эшафот / Ascenseur pour l'échafaud / 1957
Кажется парадоксальным, что на первое место попал дебютный фильм (если не считать ранние короткометражки и совместную работу с Кусто), при том что в дальнейшем у режиссера будет масса шедевров, более сложных и глубоких в художественном плане. Однако "Лифт на эшафот" – безусловно, самый известный фильм Маля. Известность и востребованность фильма обусловлены во многом благодаря его принадлежности "новой волне", поклонников которой со временем меньше не становится. Со временем Луи Маль отошел от этого кино-направления, тогда как из всех его работ именно "Лифт на эшафот" занял, как оказалось, самое прочное место в истории кино. Эта криминальная драма с эффектом саспенса будет интересна неискушенному кинолюбителю, а киноманы найдут в нем множество специфических киноманских деталей.

Лифт на эшафот.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments