altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Луи Маля

Сегодня мы обратимся к одному из самых известных классиков французского кино. Для тех, кто хочет расширить свои познания старого-доброго французского кино, Луи Маль – беспроигрышный вариант. Всего он снял 19 полнометражных игровых фильмов, среди которых есть и комедии абсурда, и трагедии, и по-французски изысканные мелодрамы, криминальные и авантюрные фильмы. В общем, как минимум парочка творений Маля войдет в число ваших любимых. Сложно представить, за что этого режиссера можно не любить или не принимать – я и не встречал таких кинолюбителей. Луи Маль – это классика в чистом виде. Конечно, есть и не очень удачные работы, это естественно, но предложенная десятка – это классика, как говорится, на все времена.

Луи Маль.jpg

Еще раз вкратце о критериях отбора Топ-10. Это наиболее значимые и востребованные фильмы режиссера, если исходить из таких зрительских показателей, как количество оценок на крупных кинопорталах и скачиваний на торрент-трекерах. Этот коэффициент значимости/востребованности я использую очень давно при подготовке обзоров творчества выдающихся режиссеров.

10. Зази в метро / Zazie dans le métro / 1960
Удивительно и немного обидно, что эта замечательная комедия оказалась так низко в списке. Если вы очень серьезно относитесь к кино, отслеживаете правильность монтажа и композиции, а когда смотрите комедию, то оцениваете качество отдельной шутки, то "Зази в метро" вам смотреть не стоит. "Зази" – это отличная "прививка" от чересчур серьезного восприятия кинематографа. Неслучайно, если брать именно творчество Маля, самые горячие споры разгораются именно в связи с этим фильмом. Люди спорят: смешно-несмешно... Но комедии абсурда создаются не для того, чтобы только лишь вдоволь посмеяться, а для того, чтобы разглядеть тотальный абсурд вокруг нас. А это уже не очень смешно.

Зази в метро.jpg

9. Мой ужин с Андре / My Dinner with Andre / 1981
"Мой ужин с Андре" – отличный пример авторского кино, в котором сюжет почти полностью отсутствует. Мы видим разговор двух театральных деятелей (реальных, т.е. играющих самих себя), наполненный иронией, духовными поисками. Вопрос: кому это интересно? Как выясняется, ценителей такого кино достаточно много. Действительно, в своем необычном жанре это, можно сказать, шедевр.

Мой ужин с Андре.jpg

8. Атлантик-Сити / Atlantic City / 1980
Один из фильмов, снятый Луи Малем в США. В этой криминальной драме присутствует характерная для творчества французского режисера особенность – сочетание гуманизма и беспощадности, причем это сочетание отражается не только в конкретных персонажах, но и в целой эпохе. Главный герой Лу Паскаль – с одной стороны, настоящий гангстер, беспощадный, когда того требует ситуация. С другой стороны, добрые глаза актера Берта Ланкастера выдают гуманиста, которому не чужды доброта и искренность. Американский антураж не портит "французские" качества этого фильма: психологическую тонкость, романтизм, естественность.

Атлантик-Сити.jpg

7. Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien / 1973
В свое время этот фильм спровоцировал скандал из-за того, что якобы Луи Маль оправдывает коллаборационизм (действие происходит в оккупированной Франции во время Второй Мировой). Но вскоре всем стало очевидно, что фильм абсолютно беспристрастный. Поражает умение режиссера балансировать на грани объективной беспристрастности и субъективного общественного мнения, это умение здорово сработает еще в других потенциально скандальных фильмах, о которых разговор будет позже. Люсьен Лакомб – вроде бы предатель и по натуре подонок, но мог бы быть совсем другим, если бы попал не к фашистам по воле случая, а к партизанам, как изначально хотел. Хороший или плохой Люсьен – всё это условно. Свою роковую роль сыграли банальное невезение, какие-то социальные предпосылки, а kinanet добавляет к этим факторам еще и "давление пресса Истории".

Лакомб Люсьен.jpg

6. Шум в сердце / Le souffle au coeur / 1971
Кого-то может шокировать основная тема фильма – инцест (вероятный) между матерью и сыном. Вновь поражает талант Маля обходить острые углы в раскрытии столь деликатных тем. Вновь убеждаемся, что Луи Маль – великолепный психолог в кино! Понравилось высказывание gordon_lachance: "Даже об аморальном случае можно снять высокоморальное кино. Маль смог".

Шум в сердце.jpg

5. До свидания, дети / Au revoir les enfants / 1987
Любой фильм про войну способен произвести впечатление, неважно, хороший он или плохой, тем более если в этом фильме участвуют дети – это беспроигрышный прием. Но Луи Маль, будучи уже всемирно признанным Мастером, продолжает снимать своё кино, не спекулируя чувствами зрителей, а сохраняя свою фирменную беспристрастность. Можно представить, насколько сложно режиссеру оставаться беспристрастным, если показанные события реально происходили на его глазах! От этого еще больше появляется уважения – к фильму и к самому режиссеру.

До свидания, дети.jpg

4. Блуждающий огонек / Le feu follet / 1963
Один из "незаметных шедевров" раннего Луи Маля, который в последние годы становится всё более востребованным среди среди нынешних киноманов. Пожалуй, это один из лучших (если не лучший) фильм о самоубийстве. Имеется в виду показ не столько акта суицида, сколько пути к нему, процесса подготовки. Также важно отметить, что молодой еще режиссер (30-летний) вновь осмеливается делать кино на грани скандальности. Два года назад была непонятая многими комедия "Зази в метро", а в данном случае Маль обращается к литературному источнику опального писателя, обвиненного в коллаборационизме. С самого начала режиссерского пути Луи Маль выбирает сложные, противоречивые сюжеты и мастерски раскрывает их без каких-либо спекуляций на "горячих темах" и "болевых точках".

Блуждающий огонёк.jpg

3. Прелестное дитя / Pretty Baby / 1978
"Скандальность без скандала" – вот что можно сказать о многих фильмах Луи Маля. "Прелестное дитя" – кино про несовершеннолетнюю обитательницу борделя. Казалось бы, сложно найти тему более провокационную. Но режиссер вновь беспристрастно рассказывает историю, не ударяясь в какую-либо из крайностей – в морализаторство или пошлость. Как бы ни хотелось, найти здесь повод для скандала не получится.

Прелестное дитя.jpg

2. Ущерб / Damage / 1992
В своем предпоследнем фильме Луи Маль, кажется, достигает вершины в жанре трагической мелодрамы. Многие зрители отмечают некую загадочность фильма (вот, например, хороший отзыв), что-то необъяснимое в нем цепляет, раздражает или притягивает. В общем, тонкое психологическое кино, далеко не единственное подобное у Маля.

Ущерб.jpg

1. Лифт на эшафот / Ascenseur pour l'échafaud / 1957
Кажется парадоксальным, что на первое место попал дебютный фильм (если не считать ранние короткометражки и совместную работу с Кусто), при том что в дальнейшем у режиссера будет масса шедевров, более сложных и глубоких в художественном плане. Однако "Лифт на эшафот" – безусловно, самый известный фильм Маля. Известность и востребованность фильма обусловлены во многом благодаря его принадлежности "новой волне", поклонников которой со временем меньше не становится. Со временем Луи Маль отошел от этого кино-направления, тогда как из всех его работ именно "Лифт на эшафот" занял, как оказалось, самое прочное место в истории кино. Эта криминальная драма с эффектом саспенса будет интересна неискушенному кинолюбителю, а киноманы найдут в нем множество специфических киноманских деталей.

Лифт на эшафот.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments