altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Фирменные фишки" Франсуа Озона

Озон – один из самых интересных современных французских режиссеров, чьи фильмы провокационные (что дает повод отнести их к категории т.н. "арт-хауса") и в то же время мэйнстримные (то есть понятные большинству зрителей, далеких от нестандартного авторского кино). Такое удачное сочетание способствует популярности Озона, которому для этого вовсе не нужно снимать шедевры на все времена для списков типа "1000 лучших фильмов всех времен". Хотя главный секрет его востребованности – эта тема, которая была и будет интересна всегда, тема сексуальности. Здесь Озон достиг такого мастерства, чтобы не сваливаться в пошлость, банальность, пропаганду или в слащавую сентиментальность. Озон – словно французский шеф-повар, в точности знающий, в каких пропорциях смешать ингредиенты, чтобы получить идеальное блюдо. Да, это блюдо на один раз: съел, получил удовольствие и пошел по своим делам. Мы не ждем от Озона "музейных экспонатов" – фильмов с глубоким философским смыслом, которым будут поклонятся киноманы будущих поколений. Это режиссер совсем другого типа, и в своей нише он давно всем всё доказал. Его "фирменные фишки" так или иначе завязаны на основной теме, это своего рода специи, которые делают фильм "вкуснее".

1. Убийства родственников
Если это и "специя", то очень острая, убойная, и хорошо, что Озон использует ее нечасто (в основном, в ранних работах). Франуса вовремя избавился от этого эпатажного приема, использовав его в последний раз очень изящно – в "8 женщинах" по пьесе Робера Тома. Женская родня доводит главу семейства до самоубийства, то есть в какой-то степени это убийство. Что касается первых короткометражек Озона ("Семейная фотография", "Виктор"), в них герой хладнокровно убивает родню и прочих приближенных: ненависть к близким накапливается и выплескивается в кровавой развязке. В "Крысятнике" Озон отходит от такой прямолинейности и показывает сцену расправы во сне отца. Правда, в итоге после фантастического развития событий отца убивают его же дети и жена. Отчего тянет Франсуа Озона к истреблению семьи (не только в прямом, но и переносном смысле – униточжение традиционной семьи как устаревшего социального института)? Информации об этом мало, но можно предположить, что дело в нетрадиционной ориентации режиссера, которую его близкие, возможно, долгое время не принимали. Видимо, конфликт разрешился успешно, учитывая, что родители Озона снялись в любительской короткометражке "Семейная фотография", в которой дали себя "убить".

Виктор - 00001.jpg

Крысятник (Sitcom).mkv - 00014.jpg

2. ЛГБТ
Тема нетрадиционной сексуальной ориентации выходит на первый план в большинстве работ Франсуа Озона. Даже в "8 женщинах", не имевших в литературной основе ничего такого, Озон вводит лесбийские мотивы. В основном же режиссер показывает мужчин (геев, бисексуалов - см. "Летнее платье", "Крысятник", "Криминальные любовники" и др.), а один раз - трансвестита ("Новая подружка"), который, судя по признанию персонажа, всё же традиционной ориентации. Чем замечательны все эти фильмы – тем, что они не вызывают отвращения у тех зрителей, которые особенно остро относятся к этой теме. Другими словами, Озон ничего не навязывает, делает акцент на эмоциях, а не на натурализме. Что опять же указывает на компромиссность, мэйнстримность Озона, который деликатно раскрывает провокационные темы.

X2000 DVDRip.avi - 00002.jpg

3. Вода
Логичное продолжение предыдущей "фишки" – это частое использование воды, которая, как известно, является символом сексуальности. В фильмах Озона много моря ("Посмотри на море", "Летнее платье", "Под песком", "Молода и прекрасна"), реже появляются бассейны. Сцены у воды сняты очень красиво, действие в них сдержанное, но наполненное энергетикой.

Отчаянная домохозяйка.jpg

Бассейн.jpg

4. Женщина в ванной
Опять же, следуем логике. Особая разновидность "водных" сцен – это сцены с женщиной в ванной. Концентрация вышеуказанного здесь на порядок больше. И было бы странно, если бы подобные эпизоды не содержали обнаженную натуру (см. "Роза между нами", "Крысятник", "Молода и прекрасна", "Убежище" и др.).

Убежище.2009.Blu-Ray.Remux.(1080i).mkv - 00004.jpg

5. Отражение в зекралах
Приемы с зекральным отражением героев используют очень многие режиссеры. Наверняка этот прием входит в число самых распространенных средст выразительности в кино. Но Франсуа Озон находит оригинальную вариацию этого приема: он показывает лицо одного героя, отражающееся в нескольких зеркалах. Возможно, он тем самым намекает на то, что в человеке живет несколько личностей. Или на то, что с одного ракурса персонаж кажется хорошим, но если посмотреть, образно выражаясь, "под углом" - это чуть ли не дьявольское отродье. Именно это происходит в фильме "Посмотри на море", в котором используется эта "фишка".

Посмотри на море.jpg

Капли дождя на раскаленных скалах.JPG

6. Демонстративные попытки суицида
Начинаем и заканчиваем темой смерти, которая всегда ходит где-то рядом с темой сексуальности (Эрос и Танатос). Эта "фишка" появляется в трех фильмах Озона. В "Викторе" и "Крысятнике" подобные действия персонажей указывают на их мучительные поиски самих себя, а в "8 женщинах" всё сложнее. Фильм начинается с того, что единственный мужчина, глава семейства, подстраивает свое самоубийство, дающее толчок к развитию событий, с помощью которых мужчина должен понять свое место во всей этой семейной чехарде. Чем всё закончилось - см. пункт 1.

Виктор - 00000.jpg

Крысятник (Sitcom).mkv - 00006.jpg

Мой ТОП-5 Франсуа Озона:
1. 8 женщин
2. Капли дождя на раскаленных скалах
3. Ангел
4. Бассейн
5. Крысятник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment