altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Такэси Китано & Дзё Хисаиси

Главным открытием в процессе освоения фильмографии Китано для меня стали саундтреки Хисаиси (он же Мамору Фудзисава). До недавнего времени этот японский музыкант был известен мне (да и многим из вас) в качестве верного соратника Хаяо Миядзаки, написавшего музыку для всех шедевров японского мастера анимации. И тут я слышу знакомые мотивы, которые ассоциировались у меня со сказочными приключениями героев Миядзаки, в абсолютно противоположном контексте! Казалось бы, для "приземленных" сцен из жизни якудза подойдет какой-нибудь хард-рок или хип-хоп, но Китано использует гениальный контрастный прием и включает светлую и чистую минималистичную музыку Хисаиси, больше подходящую для медитаций.

Дзё Хисаиси.jpg

А как же сам Такэси Китано? - спросите вы. Впечатления от его фильмов у меня, в целом, ровные: у него нет провалов, но и особого восхищения тоже не возникает. Только два фильма я могу с натяжкой назвать шедеврами – это "Кикуджиро" и "Брат Якудзы". Что-то писать непосредственно о Китано желания нет – все его "фирменные фишки" в общем-то на поверхности, глубины творческой реализации не чувствуется. Другое дело – сотрудничество Китано и Хисаиси, это действительно стоит отдельного внимания.

Дзё Хисаиси написал 7 саундтреков для фильмов, в которых режиссером был Китано. Стилистика примерно везде одинаковая: где-то преобладают фольклорные и фэнтэзийные мотивы, где-то чувствуется влияние классики и джаза. Музыку Хисаиси можно описать как нежную, спокойную, расслаблающую, мелодичную. Это один из немногих кинокомпозиторов, чьи альбомы-саундтреки можно с удовольствием слушать без привязки к кино, как самостоятельные произведения. Тем удивительнее влияние его музыки на восприятие конкретных фильмов, в данном случае, фильмов Китано. Вот первая их совместная работа - "Сцены у моря" (1991). Стоит убрать музыку Хисаиси, и мы получим достаточно пустой по содержанию фильм, из серии "ни о чем". Музыкальное сопровождение в "Сценах" – словно мягкий воск, который заполняет любые режиссерские неровности и шероховатости, и в итоге мы получаем цельное, приятное для восприятия кино. Музыка придает действию вкус, цвет, осмысленность и даже философский подтекст. По справедливости Хисаиси нужно было прописать в титрах вторым режиссером!

Сцены у моря.jpgСонатина.jpg

Китано в это время только осваивает новую для себя профессию кинорежиссера. Следующие фильмы Такэси более зрелые, более концептуальные, потому музыка занимает в них уже положенное место. Мы видим у Китано всё больше жестоких сцен, циничных героев-отморозков. Возвышенные мелодии Хисаиси контрастируют с "правдой жизни", в которой нет места честности, добру, любви. За что мы и любим кино – за такие вот нестандартные, противоречивые сочетания. Особняком стоит "Кикуджиро", в котором такого контраста нет. Этот фильм в чем-то близок к добрым сказкам Миядзаки, хотя где-то на дальнем плане все равно дает о себе знать жестокий и циничный мир.

Кикуджиро.jpgБрат Якудзы (2).jpg

А теперь самое интересное. Вновь вернемся к Миядзаки. Понятно, почему музыка Хисаиси идеально вписывается в мультфильмы Хаяо, но почему такой эффект возникает и с Китано? Если присмотреться, то у двух японских режиссеров есть кое-что общее, что можно обнаружить именно с помощью Дзё Хисаиси! Возьмем типичного персонажа Миядзаки - допустим, это Тихиро, которая "унесенная духами". Тихиро, как и многие другие герои Миядзаки, попадает в некий нереальный мир, в данном случае - мир духов. В "Тоторо" и "Мононоке" это лес, в "Лапуте" - летающий остров, в "Навсикае" - постапокалиптическая Долина Ветров и т.д. Есть интересная интерпретация, что все эти миры - потусторонние, то есть главные герои на самом деле умирают по какой-то причине (в сценарии это не показано), а действие, которое мы видим - это что-то типа переживания их душ после выхода из тела. Другими словами, у Миядзаки мы наблюдаем миры мертвых со слабым взаимодействием с миром живых. Если принять эту концепцию, то музыка Хисаиси приобретает дополнительный, более глубокий смысл. Его композиции действительно в какой-то степени неземные, исходящие из каких-то невидимых миров. В общем, это всё очень по-японски.

Унесенные призраками (Spirited Away).jpgБрат якудзы.jpg

Казалось бы, невозможно сравнивать таких персонажей, как Тихиро и Китано, который во многих своих фильмах играет в одном образе, будь то гангстер Муракава из "Сонатины", полицейский Ниши из "Фейерверка" или тунеядец Кикуджиро. Его персонаж не боится смерти и не испытывает никакого стестения перед тем, как побить или вовсе убить кого-нибудь. Возникает ощущение, что он заключил договор со Смертью, чтобы сделать свои дела в мире живых, после чего без лишних сантиментов покончить с собой. Герои Китано безэмоциональны, бездушны, они не испытывают боль, в них стреляют - они не падают. Другими словами, они уже мертвы, они уже "там", а ресурсы еще функционирующего тела можно направить на восстановление справедливости в реальном мире. Не вполне похожи на живых и герои "Кукол" – название фильма на это намекает.

Получается, фильмы Миядзаки и Китано похожи в том плане, что не дают однозначного понимания, кого мы видим на экране: живых или мертвых. Японскому мировоззрению, насколько я понимаю, свойственно стирание границы между мирами, что часто проявляется у них в кино (вспоминается, например, фильм "После жизни" Х.Корээды), в музыке и пр. И произведения Дзё Хисаиси – отличный тому пример.

Найти все саундтреки можно на Рутрекере, а можно скачать одним архивом здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments