altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Такэси Китано & Дзё Хисаиси

Главным открытием в процессе освоения фильмографии Китано для меня стали саундтреки Хисаиси (он же Мамору Фудзисава). До недавнего времени этот японский музыкант был известен мне (да и многим из вас) в качестве верного соратника Хаяо Миядзаки, написавшего музыку для всех шедевров японского мастера анимации. И тут я слышу знакомые мотивы, которые ассоциировались у меня со сказочными приключениями героев Миядзаки, в абсолютно противоположном контексте! Казалось бы, для "приземленных" сцен из жизни якудза подойдет какой-нибудь хард-рок или хип-хоп, но Китано использует гениальный контрастный прием и включает светлую и чистую минималистичную музыку Хисаиси, больше подходящую для медитаций.

Дзё Хисаиси.jpg

А как же сам Такэси Китано? - спросите вы. Впечатления от его фильмов у меня, в целом, ровные: у него нет провалов, но и особого восхищения тоже не возникает. Только два фильма я могу с натяжкой назвать шедеврами – это "Кикуджиро" и "Брат Якудзы". Что-то писать непосредственно о Китано желания нет – все его "фирменные фишки" в общем-то на поверхности, глубины творческой реализации не чувствуется. Другое дело – сотрудничество Китано и Хисаиси, это действительно стоит отдельного внимания.

Дзё Хисаиси написал 7 саундтреков для фильмов, в которых режиссером был Китано. Стилистика примерно везде одинаковая: где-то преобладают фольклорные и фэнтэзийные мотивы, где-то чувствуется влияние классики и джаза. Музыку Хисаиси можно описать как нежную, спокойную, расслаблающую, мелодичную. Это один из немногих кинокомпозиторов, чьи альбомы-саундтреки можно с удовольствием слушать без привязки к кино, как самостоятельные произведения. Тем удивительнее влияние его музыки на восприятие конкретных фильмов, в данном случае, фильмов Китано. Вот первая их совместная работа - "Сцены у моря" (1991). Стоит убрать музыку Хисаиси, и мы получим достаточно пустой по содержанию фильм, из серии "ни о чем". Музыкальное сопровождение в "Сценах" – словно мягкий воск, который заполняет любые режиссерские неровности и шероховатости, и в итоге мы получаем цельное, приятное для восприятия кино. Музыка придает действию вкус, цвет, осмысленность и даже философский подтекст. По справедливости Хисаиси нужно было прописать в титрах вторым режиссером!

Сцены у моря.jpgСонатина.jpg

Китано в это время только осваивает новую для себя профессию кинорежиссера. Следующие фильмы Такэси более зрелые, более концептуальные, потому музыка занимает в них уже положенное место. Мы видим у Китано всё больше жестоких сцен, циничных героев-отморозков. Возвышенные мелодии Хисаиси контрастируют с "правдой жизни", в которой нет места честности, добру, любви. За что мы и любим кино – за такие вот нестандартные, противоречивые сочетания. Особняком стоит "Кикуджиро", в котором такого контраста нет. Этот фильм в чем-то близок к добрым сказкам Миядзаки, хотя где-то на дальнем плане все равно дает о себе знать жестокий и циничный мир.

Кикуджиро.jpgБрат Якудзы (2).jpg

А теперь самое интересное. Вновь вернемся к Миядзаки. Понятно, почему музыка Хисаиси идеально вписывается в мультфильмы Хаяо, но почему такой эффект возникает и с Китано? Если присмотреться, то у двух японских режиссеров есть кое-что общее, что можно обнаружить именно с помощью Дзё Хисаиси! Возьмем типичного персонажа Миядзаки - допустим, это Тихиро, которая "унесенная духами". Тихиро, как и многие другие герои Миядзаки, попадает в некий нереальный мир, в данном случае - мир духов. В "Тоторо" и "Мононоке" это лес, в "Лапуте" - летающий остров, в "Навсикае" - постапокалиптическая Долина Ветров и т.д. Есть интересная интерпретация, что все эти миры - потусторонние, то есть главные герои на самом деле умирают по какой-то причине (в сценарии это не показано), а действие, которое мы видим - это что-то типа переживания их душ после выхода из тела. Другими словами, у Миядзаки мы наблюдаем миры мертвых со слабым взаимодействием с миром живых. Если принять эту концепцию, то музыка Хисаиси приобретает дополнительный, более глубокий смысл. Его композиции действительно в какой-то степени неземные, исходящие из каких-то невидимых миров. В общем, это всё очень по-японски.

Унесенные призраками (Spirited Away).jpgБрат якудзы.jpg

Казалось бы, невозможно сравнивать таких персонажей, как Тихиро и Китано, который во многих своих фильмах играет в одном образе, будь то гангстер Муракава из "Сонатины", полицейский Ниши из "Фейерверка" или тунеядец Кикуджиро. Его персонаж не боится смерти и не испытывает никакого стестения перед тем, как побить или вовсе убить кого-нибудь. Возникает ощущение, что он заключил договор со Смертью, чтобы сделать свои дела в мире живых, после чего без лишних сантиментов покончить с собой. Герои Китано безэмоциональны, бездушны, они не испытывают боль, в них стреляют - они не падают. Другими словами, они уже мертвы, они уже "там", а ресурсы еще функционирующего тела можно направить на восстановление справедливости в реальном мире. Не вполне похожи на живых и герои "Кукол" – название фильма на это намекает.

Получается, фильмы Миядзаки и Китано похожи в том плане, что не дают однозначного понимания, кого мы видим на экране: живых или мертвых. Японскому мировоззрению, насколько я понимаю, свойственно стирание границы между мирами, что часто проявляется у них в кино (вспоминается, например, фильм "После жизни" Х.Корээды), в музыке и пр. И произведения Дзё Хисаиси – отличный тому пример.

Найти все саундтреки можно на Рутрекере, а можно скачать одним архивом здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments